Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием
Урок имеет следующие особенности:
– является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;
– каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;
– в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;
– посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;
– является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;
– совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;
|
|
– способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
· урок ознакомления с новым материалом;
· урок закрепления изученного;
· урок применения знаний и умений;
· урок обобщения и систематизации знаний;
· урок проверки и коррекции знаний и умений;
· комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
· в форме беседы;
· лекции;
· экскурсии;
· кино уроки;
· самостоятельная работа учащихся;
· лабораторные и практические работы;
· сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
· вводные;
· первичного ознакомления материалом;
· образования понятий, установления законов и правил;
· применения полученных правил на практике;
· повторения и обобщения;
· контрольные;
· смешанные или комбинированные.
Структура уроков основных типов. Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих их типы:
|
|
1) урок ознакомления с новым материалом;
2) урок закрепления изученного;
3) урок применения знаний и умений;
4) урок обобщения и систематизации знаний;
5) урок проверки и коррекции знаний и умений;
6) комбинированный урок;
7) урок – лекция;
8) урок – семинар;
9) урок – зачет;
10) урок – практикум;
11) урок – экскурсия;
12) урок – дискуссия;
13) урок – консультация;
14) интегрированный урок;
15) театрализованный урок;
16) урок – соревнование;
17) урок с дидактической игрой;
18) урок – деловая игра;
19) урок – ролевая игра.
Современные требования к уроку. Инновационные формы организации учебных занятий.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:
Дидактические
- чёткое определение места урока среди других уроков,
- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,
- учёт принципов целостного педагогического процесса,
- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,
- наличие межпредметных связей.
Воспитательные и развивающие методы.
- формирование памяти, внимания и мышления школьников,
- воспитание нравственных качеств личности,
- развитие познавательного интереса и мотивов,
- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,
- развитие творческих способностей,
- создание проблемной ситуации.