Учебная деятельность – одна из основных видов деятельности человека, особая форма социальной активности, направленная на усвоение детьми, подростками и юношами теоретических знаний, умений и навыков в области науки, искусства, права и т.д.
В классической отечественной психологии и педагогике учебная деятельность рассматривается как особая форма социальной активности способами предметных и познавательных действий. В.В. Давыдов предложил концепцию учебной деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.
Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, развивает свои способности (Р.С. Немов).
Основные характеристики учебной деятельности:
· она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
· общие способы действий предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;
· она ведет к изменениям в самом человеке – ученике; в ней происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.
Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:
· интеллектуальные действия, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и т.д.;
· знаковые, языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Способы учебной деятельности могут быть различными:
· репродуктивными,
· проблемно-творческими,
· исследовательско-познавательными действиями.
Результатом учебной деятельности является не само знание, а вызванное его усвоением изменение в уровне развития учащегося: появление новых жизненных ценностей, жизненных смыслов, изменение отношения к учению.
Структура учебной деятельности. Отечественные психологи считают, что в нее входят: мотивация; учебные задачи; учебные действия; контроль, самоконтроль за процессом усвоения; оценка, самооценка степени усвоения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявления учебной активности.
Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к знаниям, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации и т.д.). Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (награда, угроза, требование, давление группы и др.).
Вся учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач (по Д.Б. Эльконину и В.В.Давыдову), которые даются в определенных учебных условиях и предполагают определенные учебные действия: предметные, контрольные, вспомогательные (например, технические – это схема, подчеркивание, выписывание выделенных мыслей).
Внешняя структура учебной деятельности включают следующие компоненты:
1) учебную мотивацию,
2) учебные задачи в форме учебных заданий в разных ситуациях обучения,
3) учебные действия,
4) контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль,
5) оценка учителя, переходящая в самооценку (оценка оформляется отметкой).
Вторым компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся:
- как определенное учебное задание, формулировка которого чрезвычайно существенна для решения и его результата;
- в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс.
Компонентный состав структурной организации учебной деятельности включает и учебные действия. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможны только на основе осуществления учебных действий и операций.
Учебные действия - это способы учебной деятельности (акты активности субъекта), составляющие ее операциональную часть, т.е. учебное действие складывается из учебных операций.
Учебные действия бывают:
- практическими (физическими, материальными);
- умственными (идеальными, внутренними).
Учебная деятельность состоит из операций, их ученые рассматривают по-разному. Сам термин предложен Ж. Пиаже. Он считал, что умственные действия перестраиваются в операции, которые обладают такими свойствами, как обратимость и инвариантность. А.Н.Леонтьев полагал, что операции – это способы осуществления действия.
Важными компонентами учебной деятельности являются контроль и оценка достигнутых результатов обучения.
Действие по контролю за ходом усвоения – сличение, соотнесение выполненных действий с образцом, который задается извне. Обучение контролю, как правило, идет путем подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, на основе проб и ошибок.
В обучении операцию соотнесения фактических результатов с заданными нормами и эталонами принято называть проверкой.
Интерпретацию и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания или просто оценки. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой.
Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности).
1) механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через присвоение «социо-культурного, общественно - исторического опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий (умений, навыков), нравственных норм, этических правил».
2) интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.
3) усвоение - это результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве центральной части (по С.Л. Рубинштейну), как основная цель и результат деятельности (по В.В.Давыдову).
И.А. Зимняя выделяет основные характеристики усвоения:
1. Усвоение характеризуется прочностью. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и применяется на практике.
2. Следующая характеристика - управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, традиционным путем, программированным или проблемным обучением. Усвоение знаний способствует изменениям, происходящим в ученике: формированию способностей, личности в целом, его характера и мировоззрения.
3. Главная закономерность процесса усвоения состоит в обобщении знания. В процессе обучения обобщение идет по трем линиям:
Обобщение принцип а - понимание основного правила, закономерности, стратегии действия.
Обобщение способа - понимание пути осуществления действия.
Программа есть последовательность действий.
4. Усвоение характеризуется также готовностью (легкостью) воспроизведения знаний, их полнотой и системностью.
Навык занимает одно из центральных мест в процессе усвоения. Навыки, по А.В.Петровскому, могут бать нескольких видов: сенсорные - различение формы букв, фонем, определение расстояния, времени на глаз; двигательные - езда на велосипеде, печатание не глядя на клавиатуру и др.; интеллектуальные - навык счета, решения задач.
Л.Б. Ительсон представляет следующие этапы развития навыка: Ознакомительный (осмысливание действий и их представление); Подготовительный, аналитический (сознательное, но неумелое выполнение); Стандартизирующий, синтетический (автоматизация элементов действия); Варьирующий, ситуативный (пластическая приспособляемость к ситуации).
Критерии сформированности навыка: - Правильность и качественность выполнения (отсутствие ошибок); -Скорость выполнения отдельных операций или их последовательности (быстрота); - Снятие мышечного напряжения и быстрой утомляемости; - Отсутствие контроля сознания; - Выпадение промежуточных операций.
По мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы (рис. 2). Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.
К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.
По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
- Уровни познавательных мотивов:
- широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);
- учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования) (рис. 2).
- Уровни социальных мотивов:
- широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
- узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
- мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Как указывает А.К.Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.
Системное обучение детей начинается с 6—7 лет. Поступление в школу знаменует переход ребенка на новую ступень возрастного развития — младший школьный возраст. Учебная деятельность для младших школьников приобретает статус ведущей деятельности. Благодаря системному и организованному изучению учебных предметов у детей формируются учебные навыки и умения, развиваются различные формы, виды мышления и мыслительные операции. В учебной деятельности также формируется отношение к себе, к миру, к другим людям, складываются предпосылки для самостоятельной организации собственного учения. Все новые знания станут «достоянием» ребенка, если они будут переведены во внутренний план, т. е. интериоризированы. Психолого-педагогический анализ показывает, что для детей, поступающих в школу, характерны два вида трудностей: соблюдение режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у детей вскоре после поступления в школу (выражается в снижении уровня естественно по интереса к школе и к учебным предметам). Для содействия формированию мотивации учения учитель может пробуждать познавательные интересы детей, поощрять при достижениях, поддерживать при неудачах, укреплять веру ребенка в своих силах.
В подростковом и раннем юношеском возрасте учебная деятельность имеет свою специфику. На этой жизненной стадии возникает полноценное теоретическое мышление или, как утверждал Ж. Пиаже, наблюдается переход на стадию формальных операций. Это выражается в том, что идет активный процесс формирования научных понятий, приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающиеся на логику рассуждения и отличающие словесно-логическое мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Главная особенность самостоятельной работы – в ее основе всегда лежит новый для школьника материал, ему приходится самостоятельно решать новые познавательные задачи. На самостоятельную работу распространяются требования добровольности, активности, включения в освоение материала межпредметных связей и т.д.
Самостоятельная работа может быть определена и как деятельность, т.к. она целенаправленна, внутренне мотивированна, структурирована самим учеником и корригируется им в процессе деятельности.
Большая проблема - целенаправленное обучение содержанию самостоятельной работы:
1) необходимо формирование приемов моделирования учебной деятельности,
2) необходимо овладение приемами углубленного и скоростного чтения,
3) необходимо умение составлять планы самостоятельной работы, умение структурировать и конспектировать материал, ставить перед собой задачи и решать их.