В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10—11 до 14—15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая.
Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости».
Как отмечает А. К. Маркова, учебная мотивация проходит несколько уровней развития, которые она определяет через движение от отрицания учебной деятельности к ее активному принятию. Т.е. от отрицательной к позитивной мотивации. Основные этапы этого движения:
1. Отрицательное отношение к учению. На этом самом низком уровне: Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.
2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Чувство скуки, неуверенности.
|
|
3. Положительное, неустойчивое отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя на фоне социальных мотивов ответственности. Неустойчивость мотивов.
4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам получения знаний.
5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.
6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.
Развитие Учебной Мотивации определяется рядом специфических для этой деятельности факторов:
· самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
· организацией образовательного процесса;
· субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и др.);
· субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику и профессиональной деятельности;
· спецификой учебного предмета.
В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. Существенно укрепляются не только широкие познавательные мотивы, но и учебно-познавательные. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы учения.
|
|
В 10–12 лет психологические игры для детей имеют особое значение — учат поведению в коллективе, воспитывают, позволяют научиться действовать командно, полагаясь на плечо товарища. Важно заранее познакомить участников — в этом возрасте часто сложно настроить контакт с одногодками.
В традиционном понимании преподавание психологии необходимо осуществлять тогда, когда ученик может понять простейшие психологические понятия, уметь рассуждать, высказывать суждения. Такой подход и реализуется в современной школе. Изучать психологию в школе начинают, в лучшем случае, в седьмых классах (факультативные занятия) и в десятых классах в школах нового типа с гуманитарной направленностью (гимназии, лицеи). Как показывает практика, даже в старших классах обучать психологии школьников сложно.
Ситуация экстериоризации – это ситуация коммуникации, при которой возникает необходимость раскрытия свернутой мысли или чувства, структурирования ее для того, чтобы мысль была понята. Именно процессы понимания организуют экстериоризацию. Слушающий задает определенные требования к высказываемым мыслям и суждениям. Процесс экстериоризации – это объективизация мысли, т. е. представление мысли в форме социально воспроизводимой структуры. Таким образом, мысль становится не только своим достоянием, но и достоянием других.
Мысль объективируется и становится доступной для рефлексии и критики сначала со стороны другого, затем – со стороны самого субъекта. Это та же самая мысль, только изменяющая свою форму, а в ходе критики – и содержание. Таким образом, экстериоризация является не только механизмом развития, но и началом мышления. Мышление возникает в коммуникации и в своем развитом виде имитирует структуру коммуникации (диалогизм мышления).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Суть интерактивного обучения – достижение результатов в обучении и достигается она только в непрерывном взаимодействии, взаимообогащении, сотрудничестве, взаиморазвитии, диалоге, коммуникации, рефлексии между учителем и учеником. При интерактивном обучении педагог выступает в позиции консультанта-фасилитатора (помощника).
Задачами интерактивных форм обучения являются:
· пробуждение у обучающихся интереса;
· эффективное усвоение учебного материала;
· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
· установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
· формирование у обучающихся мнения и отношения;
· формирование жизненных и профессиональных навыков;
· выход на уровень осознанной компетентности учащегося.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Групповая форма организации обучения – это общение в группе, когда каждый говорящий направляет текст одновременно нескольким слушателям;
|
|
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д. Сущность коллективного обучения заключается в том, что все обучают каждого, и каждый обучает всех, т.е. действует самообучающийся и самообразовательный коллектив, под руководством у профессионального педагога. Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава. Коллективным способом обучения (КСО) является такая организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
- активизирует учащихся;
- развивает их память и речь;
- делает открытыми знания учащихся;
- имеет большую воспитательную силу;
- является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
- требует много времени;
- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
|
|
- необходим запас знаний.
М.А.Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и др считают, что самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития школьников. Подростки очень различаются по степени и содержанию объективной взрослости. Взрослость в интеллектуальной деятельности и интересах характеризуется наличием у подростков элементов самообразования, но она проявляется на разном содержании. Многие ребята отличались самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Они, по существу, занимались самообразованием.
В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. В представлении С. Л. Рубинштейна самооценка человека является стержневым образованием личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Б.Г.Ананьев рассматривает самооценку как сложный процесс опосредованного познания себя через познание другого, «схватывание сходства и различий качеств другого с собственными, сравнение образа своего «Я» с образом другого, перенос на себя выделенных качеств другого». У подростков наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками. Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу.
Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям.
У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя. Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.