Автомобильноеколесо представляет собой устройство, осуществляющее связь автомобиля с дорожным полотном. За счет колес обеспечивается движение и изменение направления движения автомобиля.
Автомобильное колесо состоит из пневматической шины, обода, соединительных элементов и ступицы с подшипниками. Пневматическая шина сглаживает и поглащает толчки и удары от неровностей дороги, обеспечивая плавность хода, и создает надежное сцепление колес с дорогой. Часто колесом называют металлический обод вместе с соединительным элементом.
Металлический обод колеса с устанавленной на нем шиной соединяется с помощью соединительного элемента со ступицей. Ступица на подшипниках устанавливается на балке моста или поворотной цапфе и обеспечивает возможность беспрепятственного вращения колеса. При полуразгруженных полуосяхпосадочной частью для диска является фланец полуоси, размещенный на подшипнике в балке моста.
|
|
|
Рис. 8.1. Типы автомобильных колес
Ведущие колеса преобразуют подводимый трансмиссией крутящий момент в тяговую силу, а вращательное движение в поступательное движение автомобиля.
Управляемые и поддерживающие колеса являются ведомыми, воспринимают толкающую силу от ведущих колес, преобразуя поступательное движение автомобиля во вращательное движение качения. Управляемые колеса, повернутые в вертккальной плоскости действием на рулевое управление обеспечивают заданное направление движения автомобиля.
Комбинированные колеса являются одновременно ведущими и управляемыми и осуществляют их функции одновременно.
Колеса автомобилей могут быть с глубокими неразборными или разборными ободьями с сединительными элементами в виде дисков или спиц или без них. Ободья имеют специальный профиль штампованный или прокатанный из стали и служат для установки шин. Часто их отливают заодно с диском из легких материалов, из которых наиболее распространенными являются алюминивые и магнивые колеса.
В дисковых колесах (рис. 8.2, а и б) обод может соединяться ссо ступицей с помощью стального шатампованного диска или спиц. В литых колесах из легких алюминиевых или магнмевых сплавов обод отливается совместно с диском.
а) б)
Рис. 8.2. Дисковые колеса легкового (а) и грузового (б) автомобилей
Бездисковые колеса (рис. 8.3) имеют соединительную часть, изготовленную заодно со ступицей. Такие колеса применяются на грузовых автомобилях большой грузоподъемности. По сравнению с дисковыми колесами они проще по конмструкции, иеют на 10…15% меньше массу, более низкую стоимость, удобнее при монтаже-демонтаже, обеспечивают лучшее охлаждение тормозных механизмов и шин.
|
|
Рис. 8.3. Бездисковые колесо грузового автомобиля (а) и его крепление к ступице (б)
Спицевые колеса применяются, как правило, на спортивных автомобилях. Они имеют меньшую массу по сравнению с остальными колесами и обеспечивают хорошее охлаждение тормозных механизмов.
К колесам предъявляются следующие требования:
• полное соответствие по размеру и жесткости устанавливаемой шине;
• надежное крепление к ступице;
• прочность и долговечность;
• минимальные дисбаланс и биение;
• минимальная масса и момент инерции;
• легкость монтажа и демонтажа шины.
При применении бескамерных к ободу колеса предъявляются дополнительные требования:
• одинаковые посадочные места для камерной и бескамерной шин и возможность установки бескамерных шин;
• надежная герметизация без применения дополнительных уплотняющих элементов;
• надежная первоначальная герметизация при накачке шин;
• обеспечение герметичности при движении с минимальным давлением вохдуха в шине.
Для колес легковых автомобилей используется глубокий неразборный обод (рис. 8.2, а). В средней части обода делается выемка, которая облегчает монтаж и демонтаж шины. Выемка может быть симметричной и несимметричной. По обе стороны от выемки имеются конические полки с наклоном 50±10 для улучшения посадки шины на ободе.
Глубокие ободья имеют высокую жесткость, малую массу и технологичны при изготовлении. Однако на таких ободьях монтируются только небольшие шины с высокой эластичностью бортов.
Разборные ободья (рис. 8.3) применяют для колес большегрузных автомобилей с установкой на них камерных шин. Обод 3 имеет неразрезное съмное бортовое кольцо 1 с конической полкой и пружинное разрезное кольцо 2. Съемное бортовое кольцо на ободе удерживается с помошью разрезногоупругого кольца. Такая конструкция облегчает монтаж и демонтаж шин, имеющих большую массу, размеры и жесткость бортов.