Определить неподвижность объекта по графической прокладке можно по следующим признакам:
· его ЛОД параллельна курсу судна-наблюдателя;
· точка "3" совпадает с точкой "М’о", а вектор его относительной скорости равен вектору судна-наблюдателя и противоположен ему по направлению.
Выполнив обычные построения и построив ОЛОД (см. рисунок 25), приходим к выводу, что курсом расхождения с неподвижным объектом является направление обратное направлению ОЛОД. Маневр изменением скорости неэффективен. Возможен маневр одновременным изменением курса и скорости, однако практически его целесообразность ограничена.
27. РАСЧЕТ МБР С ЦЕЛЬЮ-САТЕЛЛИТОМ
В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ СБЛИЖЕНИЯ
Сателлитом в практике радиолокационной прокладки называют цель, у которой отсутствует ЛОД, т.е. положение цели относительно судна-наблюдателя остается неизменным.
В свою очередь это означает,что курс и скорость цели и судна-наблюдателя абсолютно равны.
Наиболее часто ситуации с сателлитами встречаются на подходах к зонам интенсивного движения: проливам, каналам, СРД и т. д.
|
|
Хотя теоретически сателлит не является опасным объектом, он сохраняет потенциальную опасность, т. к. любое изменение им параметров движения может вызвать опасностъ чрезмерного сближения: выход из строя двигателя, движителя, рулевого управления, небрежность или ошибка судоводителей. Кроме этого, наличие сателлита вблизи судна-наблюдателя ограничивает возможность маневрирования последнего, а необходимость в маневре может возникнуть неожиданно с тем большей вероятностью, чем ближе к зонам интенсивного движения расположены суда.
Для оценки степени опасности сателлитов в различных ситуациях взаиморасположения рассмотрим четыре основных варианта (рисунок 26).
Вариант А. Сателлит расположен впереди слева, вблизи Дбез. Производим обычные для графического способа построения с полным построением СООК при точке «4» и точке «3».
Анализируя положение вспомогательной окружности при М’о, приходим к выводу, что степень опасности сателлитами с точки зрения предпринятия маневров минимальна: возможны любые маневры курсом, значения которых лежат в пределах дуги, расположенной вне СООК; возможны любые значения маневров скоростью, а также различные их сочетания - маневры одновременным изменением курса и скорости.
Вариант В. Сателлит расположен впереди траверза, вблизи Дбез. Анализируя положение, приходим к выводу: ограничения маневров для судна-наблюдателя менее значительны, чем в варианте C, и несколько более значительны, чем в варианте А. Возможны маневры изменением скорости, изменением курса, значение которого расположены в пределах дуги, расположенной вне СООК, комбинированный маневр - в пределах площади окружности, находящейся вне СООК.
|
|
Вариант С. Сателлит расположен позади траверза вблизи Дбез. Выполнив обычные построения и проанализировав графику, приходим к выводу,ч то степень опасности сателлита значительно выше, чем в варианте А, что особенно наглядно видно из того, что площадь вспомогательной окружности значительно возросла. В этом случае маневр изменением скорости невозможен, а маневры изменением курса ограничены дугой и площадью окружности, находящейся вне пределов СООК.
Вариант D. Сателлит расположен позади траверза, вблизи к линии курса (диаметральной плоскости»). Сравнивая это положение с предыдущими, приходим к выводу, что степень потенциальной опасности сателлита максимальна, а возможные варианты избавиться от сателлита можно определить, руководствуясь обычными критериями выбора маневра.
Вывод: Потенциальная опасность сателлита, находящегося вблизи Дбез тем выше, чем больше его курсовой угол.