Экономические реформы Е. Т. Гайдара и их социальная цена

Россия в 1992-1999 гг.: внутренняя политика

С распадом Советского Союза Россия вступила в новый этап своего развития. Руководство страны взяло курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В условиях экономического кризиса, дефицита товаров и бюджета, опасного снижения уровня золотовалютных резервов в конце 1991 г. российское правительство во главе с Президентом Б. Н. Ельциным стояло перед выбором варианта дальнейших действий. Первый вариант (программа "500 дней") предполагал: 1) стабилизацию экономической обстановки при помощи традиционных советских методов - ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров; 2) либерализацию экономики и проведение институциональных реформ.

Б. Н. Ельцин и Е. Т. Гайдар

Второй вариант, разработанный учеными во главе с экономистом Е. Т. Гайдаром, открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации. В основу программы кардинальных экономических преобразований Гайдара легла либеральная монетаристская теория перехода к рынку. Она предусматривала ослабление вмешательства государства в экономику. Для ее перевода на рыночные методы хозяйствования был избран путь "шоковой терапии": либерализация цен, приватизация государственной собственности, конверсия военно-промышленного комплекса, демонополизация производства. В аграрном секторе предполагалась акционирование колхозов и развитие фермерского хозяйства. Предусматривались жесткие меры налогового обложения и усиление социальной защиты населения.

Президент Ельцин избрал второй вариант. В ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство во главе с Гайдаром. Президент приостановил реформу политической системы, направив все усилия на экономические преобразования.

2 января 1992 г. согласно Указу Президента РФ были отпущены цены и реорганизована торговля. Предприятия получили право самостоятельно устанавливать цены на продукцию и сбывать ее, покупать сырье. Был отменен запрет на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий. Правительство Гайдара резко сократило все государственные расходы, принимало меры к достижению конвертируемости рубля.

Либерализация цен имела двойные последствия. С одной стороны, товарный дефицит был ликвидирован, исчезли очереди, деньги обрели цену. Негативным последствием отпуска цен стал резкий скачок инфляции, когда за год потребительские цены в стране выросли почти в 100 раз вместо планируемого правительством пятикратного повышения.

Индексы цен

В результате значительно снизился уровень жизни россиян, произошла девальвация (обесценивание) вкладов граждан, хранившихся в сберегательных кассах, обнищание населения. Правительство вынуждено было пойти весной 1992 г. на повышение заработной платы. Однако ее рост не успевал за ростом цен. Более других пострадали в ходе реформ бюджетники, наметился отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и исход за границу.

Динамика инфляции в 1991-1993 гг.

Следующим шагом реформаторов стала приватизация госсобственности, имевшая целью формирование класса собственников в России. Первым этапом приватизация стала "ваучеризация" (август 1992 — осень 1994 г.). Каждый россиянин получил ваучер – ценную бумагу, подлежавшую обмену на акции промышленных и торговых предприятий. В основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, разделенная на численность населения России (148,7 млн человек). Таким образом, доля каждого гражданина РФ составила 10 тыс. рублей (номинальная стоимость ваучера).

Ваучер

Вкладывая ваучеры в акции предприятий, их владельцы должны были получать дивиденды. Однако на практике этого не произошло из-за инфляции. Если осенью 1992 г. на стоимость ваучера можно было купить один ковер или мужской костюм среднего качества, то в конце 1993 г. — 3-4 бутылки водки. В условиях отставания повышения зарплаты от роста цен, ее задержек и невыплат ваучеры стали предметом продажи. Их скупали представители теневого бизнеса. С помощью ваучеров формировался первоначальный капитал, а в процессе приватизации были "сколочены" многие огромные состояния. Значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Надежды россиян оказались обмануты. Росла социальная напряженность, начались забастовки.

Митинг протеста против либерализации цен в г. Кемерово, 1992 г.

Одновременно развернулась малая приватизация предприятий розничной торговли, общественного питания и службы быта. Однако денежные средства населения настолько обесценились, что покупать акции приватизируемых предприятий было не на что. В ходе приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере.

Карикатура эпохи приватизации

1995–1996 гг. стали годами второго этапа приватизации. В годы денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций.

Из документа (В. Мау. Анти-Стиглиц (Российские экономические реформы в представлении их западных критиков)

"Уже летом 1992 года в подходах к приватизации намечаются существенные сдвиги. Уходит в тень фискальная задача, поскольку стабилизация в России явно стала приобретать отложенный характер, инфляция становилась устойчивым феноменом, а тем самым проблема бюджетных доходов на время теряла свою остроту. Меньше внимания уделяется и проблеме эффективного собственника, поскольку в условиях длительной высокой инфляции формирование такового становится практически невозможным. А на передний план выдвигается социально-политическая задача приватизации…

В результате усилий правительства 1992-1994 годов социально-политические цели были в основном достигнуты. Директорский корпус уже в 1993 году обнаружил явные признаки раскола на сторонников и противников продолжения рыночных реформ. На тех, кто смог адаптироваться к рыночной конкуренции, и тех, кому нужна была постоянная финансовая поддержка со стороны государства и протекционизм во внешнеэкономической сфере. Значительная часть населения, правда, почувствовала себя обманутой, что отразилось на итогах парламентских выборов 1993 и 1995 годов, но ключевые с точки зрения развития реформ президентские выборы 1996 года были сторонниками продолжения рыночных преобразований все-таки выиграны.

Ваучерный механизм не был и не мог быть эффективным, что признавали сами реформаторы. Однако этот был тот популизм, который в краткосрочном плане обеспечивал поддержку власти, а в среднесрочном способствовал формированию нового класса собственников, заинтересованных в устойчивости новой российской экономики. Именно это дало возможность сформировать антикоммунистическую и антиинфляционную коалицию, которая обеспечила решение первичных задач макроэкономической и политической стабилизации.

В годы реформ продолжалось падение эффективности производства. В 1992–1993 гг. спад производства составил почти 25 %. Правительство пыталось стабилизировать показатели экономики России, контролируя основные показатели (ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Между тем предприятия в условиях отпущенных цен не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Шел распад энергетической инфраструктуры. Количество безработных возросло до 5,7 млн человек. В экономике доминировали сырьевые отрасли и ВПК, процветали монополии.

Тяжелые последствия экономического кризиса ощутило аграрное производство. Организационная перестройка форм хозяйствования, недостаток капиталов и сельхозтехники стали причинами падения объема сельскохозяйственного производства в середине 1990-х гг. на 70 % по сравнению с 1991-1992 гг.

Из документа (Б. Н. Ельцин. Записки президента):

"Реформа Гайдара обеспечила макроэкономический сдвиг. А именно: разрушение старой экономики. Дико болезненный, без хирургического блеска, а напротив – с каким-то ржавым скрежетом, когда с мясом вырываются куски отработавших деталей, механизмов, – но слом произошел. Наверное, по-другому было просто нельзя. Кроме сталинской промышленности, сталинской экономики, адаптированной под сегодняшний день, практически не существовало никакой другой. А она генетически диктовала именно такой слом – через колено. Как она создавалась, так и была разрушена.

Но Гайдар не до конца понимал, что такое производство. И в частности — что такое металлургия, нефтегазовый комплекс, оборонка, лёгкая промышленность. Все его знания об этих отраслях носили главным образом теоретический характер. И в принципе такой дисбаланс был довольно опасен».

Федеративный договор

На фоне нестабильной экономической ситуации конца 1991-1992 гг. развивались сепаратистские настроения внутри России. В 1991 г. республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик, произошло переименование многих регионов. Претензии республик на особый статус и неосторожные заявления местных элит о выходе из России создавали угрозу целостности страны. В Чечне не признавали суверенитет России на её территории. В Татарстане собрались вводить собственную валюту. В Башкортостане, Якутии (Соха), Удмуртии, Татарстане и др. отказались платить налоги в федеральный бюджет. Б. Н. Ельцину удалось убедить глав регионов за исключением Татарстана и Чечни подписать 31 марта 1992 г. Федеративный договор, разграничивший предметы ведения федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: