III. Объяснение нового материала

— Сколько предложений в этом тексте? (Три сложных предложения.)

— Обычно в предложении выделяют две части: первая — это то, что нам известно из предшествующего текста или самой обстановки речи, и вторая — это та новая информация, ради которой строилось это предложение. Первая часть называется данным (Д), вторая — новым (Н).

— Запишите первое предложение и выделите в нем данное и новое.

 

— Определите Д2 и Н2 во втором предложении. Что перешло в это предложение из первого? (От чего же зависит богатство...) То есть Н1 → Д2. А что нового в этом предложении?

Аналогично разбирается третье предложение.

— Таким образом, получилась цепочка:

                    Д1 + Н1 → Д2 + Н2 → Д3 + Н3

— Такая связь предложений называется цепной.

— Скажите, с помощью каких средств осуществляется эта связь. (Интонация, окончания, предлоги, союзы.)

— Это далеко не все средства. Откройте учебник «Развитие речи» на с. 57 и 59, где перечислены лексические и морфологические средства связи предложений в тексте. Опираясь на эти схемы, назовите средства связи в данном тексте.

— Но цепная связь — не единственный способ соединения предложений в тексте. Прочитайте записанный справа текст.

Д. Победа не упала с неба Мы её выстояли. Мы её выковали. Мы её оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Эренбург.)

— Определите Д1 и Н1 в первом предложении (Д1победа, Н1не упала с неба.)

— Во втором предложении вместо существительного победа употреблено местоимение её, то есть Д1 осталось и во втором предложении, в третьем — то же самое, и в четвертом и т. д.

 

 

—Все последующие за первым предложения конкретизируют, развивают мысль, выраженную в нем. Такой способ связи предложений называется параллельной связью.

— Какие использованы средства связи предложений при параллельном способе? (Морфологические.)

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа с учебником.

З а д а н и я:

1) Выполните упражнение 78 на с. 56. В данных фрагментах определите вид связи предложений и укажите все лексические и морфологические средства, которые используются в них.

— Скажите, почему в одних случаях для соединения предложений используется лексический повтор, а в других — замена местоимением.

2) Сформулируйте ответ, проанализировав упражнения 79 на с. 58 и 82 на с. 60. Какой вывод вы сделали?

— Прочитайте подсказку в учебнике на с. 60 под знаком «Дополнительные сведения».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: