— Сколько предложений в этом тексте? (Три сложных предложения.)
— Обычно в предложении выделяют две части: первая — это то, что нам известно из предшествующего текста или самой обстановки речи, и вторая — это та новая информация, ради которой строилось это предложение. Первая часть называется данным (Д), вторая — новым (Н).
— Запишите первое предложение и выделите в нем данное и новое.
— Определите Д2 и Н2 во втором предложении. Что перешло в это предложение из первого? (От чего же зависит богатство...) То есть Н1 → Д2. А что нового в этом предложении?
Аналогично разбирается третье предложение.
— Таким образом, получилась цепочка:
Д1 + Н1 → Д2 + Н2 → Д3 + Н3
— Такая связь предложений называется цепной.
— Скажите, с помощью каких средств осуществляется эта связь. (Интонация, окончания, предлоги, союзы.)
— Это далеко не все средства. Откройте учебник «Развитие речи» на с. 57 и 59, где перечислены лексические и морфологические средства связи предложений в тексте. Опираясь на эти схемы, назовите средства связи в данном тексте.
— Но цепная связь — не единственный способ соединения предложений в тексте. Прочитайте записанный справа текст.
Д. Победа не упала с неба Мы её выстояли. Мы её выковали. Мы её оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Эренбург.)
— Определите Д1 и Н1 в первом предложении (Д1 — победа, Н1 — не упала с неба.)
— Во втором предложении вместо существительного победа употреблено местоимение её, то есть Д1 осталось и во втором предложении, в третьем — то же самое, и в четвертом и т. д.
—Все последующие за первым предложения конкретизируют, развивают мысль, выраженную в нем. Такой способ связи предложений называется параллельной связью.
— Какие использованы средства связи предложений при параллельном способе? (Морфологические.)
IV. Закрепление нового материала.
Работа с учебником.
З а д а н и я:
1) Выполните упражнение 78 на с. 56. В данных фрагментах определите вид связи предложений и укажите все лексические и морфологические средства, которые используются в них.
— Скажите, почему в одних случаях для соединения предложений используется лексический повтор, а в других — замена местоимением.
2) Сформулируйте ответ, проанализировав упражнения 79 на с. 58 и 82 на с. 60. Какой вывод вы сделали?
— Прочитайте подсказку в учебнике на с. 60 под знаком «Дополнительные сведения».