Цели: расширить знания об обособленных определениях; познакомить с условиями обособления несогласоваиных определений; совершенствовать умение на практике определять все условия обособления определений.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+» и «-» зеленого и красного цветов.
Ход урока
Организационный момент
— Сегодня вы закрепите навык обособления согласованных определений, познакомитесь с условиями обособления несогласованных определений, поупражняетесь в записи предложений с несогласованными и согласованными определениями.
II. Проверка домашнего задания.
Вначале опрос по теоретическому материалу § 172, затем проверка упражнений 335 и 336.
III. Предупредительный диктант.
— Дома вы готовили устно упражнение 334 для предупредительного диктанта. Проанализируйте орфограммы и пунктограммы в предложениях.
— Закройте учебники. Напишите диктант.
— Подпишите листочки с диктантом и сдайте на проверку.
IV. Объяснение нового материала.
|
|
— Рассмотрите внимательно предложения, записанные на доске.
Д. 1) В длинном своем платье, со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными
×
кудрями вошла она в переднюю. (И. Тургенев.)
×
2) Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок. (А.Н. Толстой.)
×
3) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз. (М. Горький.)
×
4) В кухне молодая женщина, в платочке и калошах на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно. (В. Панова.)
— Скажите, какие определения встречаются в этих предложениях. Назовите примеры согласованных и несогласованных определений.
— Учитывая сделанные обозначения в предложениях, какие условия обособления несогласованных определений вы можете назвать? (1. Если они относятся к местоимению. 2. Если при определяемом слове уже есть согласованное определение.)
— Откройте § 193, с. 205 учебника «Теория». Прочитайте, как в нем сформулированы правила обособления несогласованных определений и проанализируйте примеры.
V. Закрепление нового материала.
Объяснительный диктант.
1) Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской улицы. (К. Соколов-Микитов.) 2) Небо застыло, черное, глухое, в тусклых звездах, задернутых реденьким туманом. (Б. Полевой.) 3) Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках, в блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульварам. (Л. Толстой.) 4) В новых кителях, с блестящими погонами и кортиками, они выглядели молодо, красиво, приветливо. (А. Первенцев.)
|
|
Работа с учебником.
1) Устное выполнение упражнения 339 в учебнике «Практика» на с. 148.
2) Выполнение упражнения 340.
— Прочитайте выразительно текст. Определите тип и стиль текста. Выпишите самостоятельно только предложения с обособленными несогласованными определениями. Подчеркните их, графически обозначьте условия обособления.
— П р о в е р к а с комментированием.