I. Организационный момент

— Сегодняшний урок развития речи посвящен знакомству с новой для вас формой сочинения — киносценарием. На уроке вы рассмотрите его композиционные особенности, особенности оформления, затем напишете сочинение в форме киносценария.

 

II. Подготовка к сочинению.

Беседа.

— Наверное, вы не один раз слышали слово «киносценарий». Как вы думаете, что оно обозначает? Для чего нужен этот вид сочинения? Это эпическое или драматическое произведение? Почему?

— Как вы считаете, из чего должен состоять киносценарий?

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Развитие речи» на с. 110—111. Прочитайте теоретический материал о киносценарии. Что вы узнали?

— Выполните устно упражнение 187 по заданию к упражнению в учебнике.

 

Работа над терминами.

— Прочитайте на доске термины, которые очень часто встречаются в кинолитературе.

Д. кинокамера, кадр, панорама, наезд, отъезд, план изображения, общий план, средний план, крупный план.

— Можете ли вы объяснить значения этих слов?

— Проверьте себя, правильно ли вы понимаете кинотермины; прочитайте материал упражнения 188, с. 114 учебника «Развитие речи».

 

Анализ готового сочинения.

— Проанализируйте образец киносценария, составленного по тексту V главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1—5 абзацы). Прочитайте сценарий, приведенный в учебнике на с. 116— 118, обратите внимание на следующие моменты:

* Каковы особенности построения и оформления киносценария?

* Какова роль ремарок, пояснительных конструкций?

* Как указаны смены планов изображения, для чего это делается?

— Кто готов ответить на поставленные вопросы?

— Как вы думаете, что означает слово «наплыв»? Прочитайте о нем на с. 118.

— Выполните упражнение 191, с. 119 учебника «Развитие речи».

— Прочитайте сочинение ученицы «Последняя встреча» на с. 120—122. Понаблюдайте, как использованы в нем внутренний монолог и закадровый голос Гринева (насколько уместно и психологически убедительно); подумайте, можно ли в это сочинение включить наплыв. Где он был бы уместен?

— Кто готов отвечать?

— Объясните, с чего нужно начать работу по составлению киносценария. Из каких этапов будет состоять эта работа? Что обязательно нужно учитывать при составлении киносценария? Запишите своего рода советы начинающим, в виде памятки.

— Прочитайте свои памятки.

Выслушивается несколько вариантов, отмечается самый полный вариант.

 

— А теперь сравните свою памятку с памяткой на с. 185—186. Не упустили ли вы какой-либо значимой детали работы?

 

III. Самостоятельная творческая работа.

— Опираясь на свою памятку или памятку из учебника, составьте киносценарий на одну из тем (по выбору), предлагаемых в упражнениях 195 и 196, с. 122. Обязательно используйте кинотермины.

Вначале работайте с черновиками. Когда они будут готовы, можете обменяться ими с соседом по парте и сделать устную или письменную рецензию, то есть отметить, что особенно хорошо удалось, а что необходимо доработать, переделать. Не забывайте, что это ваше личное мнение, будьте деликатны в высказывании оценок, так как у автора может быть иное мнение на этот счет. После того как черновики будут проверены, отредактированы, перепишите текст на беловик.

 

IV. Итог урока.

— С какой новой композиционной формой сочинения вы сегодня познакомились?

— В чем ее особенности?

 

IV ЧЕТВЕРТЬ (19 ч + 4 ч «Развитие речи»)

Урок 80

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цели: дать понятие об уточняющих и уточняемых членах предложения, учить различать их между собой, познакомить с основными условиями обособления уточняющих членов предложения, учить применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы вспомните, что называют обособлением, повторите случаи обособления второстепенных членов предложения и познакомитесь с условиями обособления уточняющих членов предложения.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Что называют обособлением?

— Какие правила обособления второстепенных членов предложения вы знаете?

— Как вы думаете, чем отличаются слова: уточняющие и уточняемые?

Выслушиваются все варианты: и с точки зрения морфемики (разные суффиксы), и с точки зрения морфологии (действительное и страдательное првчастия), но учитель должен добиться объяснения разницы в значениях: уточняющие — те, что сами уточняют значения других членов предложения, а уточняемые — те, которые разъясняются, уточняются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: