— Сегодняшний урок развития речи посвящен знакомству с новой для вас формой сочинения — киносценарием. На уроке вы рассмотрите его композиционные особенности, особенности оформления, затем напишете сочинение в форме киносценария.
II. Подготовка к сочинению.
Беседа.
— Наверное, вы не один раз слышали слово «киносценарий». Как вы думаете, что оно обозначает? Для чего нужен этот вид сочинения? Это эпическое или драматическое произведение? Почему?
— Как вы считаете, из чего должен состоять киносценарий?
Работа с учебником.
— Откройте учебник «Развитие речи» на с. 110—111. Прочитайте теоретический материал о киносценарии. Что вы узнали?
— Выполните устно упражнение 187 по заданию к упражнению в учебнике.
Работа над терминами.
— Прочитайте на доске термины, которые очень часто встречаются в кинолитературе.
Д. кинокамера, кадр, панорама, наезд, отъезд, план изображения, общий план, средний план, крупный план.
— Можете ли вы объяснить значения этих слов?
|
|
— Проверьте себя, правильно ли вы понимаете кинотермины; прочитайте материал упражнения 188, с. 114 учебника «Развитие речи».
Анализ готового сочинения.
— Проанализируйте образец киносценария, составленного по тексту V главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1—5 абзацы). Прочитайте сценарий, приведенный в учебнике на с. 116— 118, обратите внимание на следующие моменты:
* Каковы особенности построения и оформления киносценария?
* Какова роль ремарок, пояснительных конструкций?
* Как указаны смены планов изображения, для чего это делается?
— Кто готов ответить на поставленные вопросы?
— Как вы думаете, что означает слово «наплыв»? Прочитайте о нем на с. 118.
— Выполните упражнение 191, с. 119 учебника «Развитие речи».
— Прочитайте сочинение ученицы «Последняя встреча» на с. 120—122. Понаблюдайте, как использованы в нем внутренний монолог и закадровый голос Гринева (насколько уместно и психологически убедительно); подумайте, можно ли в это сочинение включить наплыв. Где он был бы уместен?
— Кто готов отвечать?
— Объясните, с чего нужно начать работу по составлению киносценария. Из каких этапов будет состоять эта работа? Что обязательно нужно учитывать при составлении киносценария? Запишите своего рода советы начинающим, в виде памятки.
— Прочитайте свои памятки.
Выслушивается несколько вариантов, отмечается самый полный вариант.
— А теперь сравните свою памятку с памяткой на с. 185—186. Не упустили ли вы какой-либо значимой детали работы?
III. Самостоятельная творческая работа.
— Опираясь на свою памятку или памятку из учебника, составьте киносценарий на одну из тем (по выбору), предлагаемых в упражнениях 195 и 196, с. 122. Обязательно используйте кинотермины.
|
|
Вначале работайте с черновиками. Когда они будут готовы, можете обменяться ими с соседом по парте и сделать устную или письменную рецензию, то есть отметить, что особенно хорошо удалось, а что необходимо доработать, переделать. Не забывайте, что это ваше личное мнение, будьте деликатны в высказывании оценок, так как у автора может быть иное мнение на этот счет. После того как черновики будут проверены, отредактированы, перепишите текст на беловик.
IV. Итог урока.
— С какой новой композиционной формой сочинения вы сегодня познакомились?
— В чем ее особенности?
IV ЧЕТВЕРТЬ (19 ч + 4 ч «Развитие речи»)
Урок 80
ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие об уточняющих и уточняемых членах предложения, учить различать их между собой, познакомить с основными условиями обособления уточняющих членов предложения, учить применять полученные знания на практике.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня вы вспомните, что называют обособлением, повторите случаи обособления второстепенных членов предложения и познакомитесь с условиями обособления уточняющих членов предложения.
II. Подготовка к изучению нового материала.
— Что называют обособлением?
— Какие правила обособления второстепенных членов предложения вы знаете?
— Как вы думаете, чем отличаются слова: уточняющие и уточняемые?
Выслушиваются все варианты: и с точки зрения морфемики (разные суффиксы), и с точки зрения морфологии (действительное и страдательное првчастия), но учитель должен добиться объяснения разницы в значениях: уточняющие — те, что сами уточняют значения других членов предложения, а уточняемые — те, которые разъясняются, уточняются.