Тема урока: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.
Конструкции, соединяющие несколько видов связи называются сложными предложениями с различнымивидами связи.
В зависимости от разных сочетаний видов связи выделяются следующие группы:
· сочинение и подчинение;
· сочинение и бессоюзная связь;
· подчинение и бессоюзная связь;
· сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
Задание: Составим опорный конспект по теме. Установите виды синтаксической связи. Занесите схему в опорный конспект.
Виды связи | Схема | Примеры | |||
Сочинение + подчинение | , и,,
| Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко журчат ручьи. | |||
Сочинение + бессоюзная связь | , , и . | Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилась. | |||
Подчинение + бессоюзная связь |
, ,
, . | Когда наступила весна, солнце стало светить ярче, появились листья на деревьях, распустились цветы на лугах. | |||
Сочинение + подчинение + бессоюзная связь | , , и
,
. | На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах уже начали косить, и надо было смотреть, как шла работа. |
Задание.
Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания:
1. Склон брал круто с разгона. Он вздымал в небо вдруг и казался крышей какого(то)огромного (н…)з..емного храма украшен..ого зелеными куп..лами. (Кое)где в зелен.. т..мнели камен..ые лбы. Прозрачный воздух скрад..вал рас..тояния и глаз схват..вал сразу так много в пр..сторной д..лине что кружилась голова.
Родион осм..трел ложе ручья. За (н..)счетные века сезон..ые воды разв..лили (на)двое лес пропилив глубокую к..наву в горе выр..вняли и засл..нили себе дорогу (кое) где только круглые камни (вертуны) выработали ямки и это было то(же) к стати стоять тут придется держать огонь.
Но по камен..ому этому корыту нельзя было подн..маться (с)верху мог лететь камень. Прошли стороной, по тропк.. уже пробитой меж в..лунов. Родион ост..навливался иногда прислушиваясь к лесным голосам. В этой веселой птич..ей тайге видимо пропасть было живности теньковки п..щали в кустах дрались и теряли перо (на)лету (везде)сущие бурундуки св..стели и царап..ли где(то) (в)верху стволы бабочки грелись на камнях.
ТЕМА 2-ГО УРОКА: "СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ".
Чужую речь можно передавать непосредственно – прямо, можно непрямо – КАК?
КОСВЕННО. Кстати, что значит слово «косвенная»? КОСАЯ – не прямо.
Сравните предложения с прямой и косвенной речью:
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница. | Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней |
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. | Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню. |
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу». | Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу |
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!» | Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп» |
«Который час?», - спросил я у соседа. | У соседа я спросил, который час. |
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков. | Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек. |
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!» | Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться. |
Основные параметры косвенной речи
|
|
№ | Характеристика | Выводы |
1. | Место косвенной речи в предложении. | Всегда следует после авторских слов |
2. | Какое это предложение по структуре. | Представляет СПП с придаточным изъяснительным [ ], ( ) |
3. | Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении | В повествовательном - союз ЧТО В побудительном – союз ЧТОБЫ В вопросительном – частица ЛИ, союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО |
4. | Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной | Обращения становятся дополнениями, либо опускаются вовсе, как и междометия, и экспрессивные повторы. |
5. | Как меняются личные и притяжательные местоимения | Личные и притяжательные местоимения передаются от лица автора. |