Основные произведения: «Зона», «Компромисс», «Заповедник», «Иностранка», «Чемодан»

В основе всех произведений – факты и события из биографии писателя.

Особенности писательской манеры Довлатова, постмодернизма:

а) псевдодокументализм;

б) писать об абсурде из любви к гармонии;

в) позиция автора как позиция рассказчика;

г) главный герой всех довлатовских рассказов – это он, Сергей Довлатов;

д) персонажи Довлатова – это люди анекдота;

е) смешение абсурдного и смешного, трагического и комического.

Именно Довлатову принадлежит такая творческая анкета: любимый жанр – рассказ или короткая повесть, форма мышления – анекдот, свойство таланта – юмор, отношение к действительности – псевдодокументализм.

«Чемодан» С. Довлатова.

В сборнике рассказов С.Д. Довлатова «Чемодан» отображена советская действительность. Именно данная тема связана с замыслом всего довлатовского произведения: показать абсурдность советской действительности.

Особенностью является то, что главный герой является по совместительству рассказчиком. Причем в одних случаях он выступает как действующее лицо, а в других случаях он является наблюдателем. Имя центрального персонажа – Сергей Довлатов. Писатель специально дает своему герою собственное имя, чтобы привлечь читательское внимание и продемонстрировать, что все происходящее могло быть в те времена на самом деле. С.Д. Довлатов использует метод «псевдодокументализма»: ситуации, которых на самом деле не было в жизни писателя, причисляются ему. Прием «псевдодокументализма» не позволяет сказать, что сборник «Чемодан» – полностью автобиографическое произведение. Однако сборник можно назвать документом эпохи.

Реализация идеи происходит с помощью специфического композиционного деления. В сборнике насчитывается восемь рассказов, которые называются по тому предмету одежды, который главный герой Сергей Довлатов обрел во время жизни в СССР и который он взял с собой за границу во время эмиграции. В предисловии говорится о том, что все восемь предметов, находящихся в чемодане, являются символом «пропащей» жизни центрального персонажа-рассказчика.


В рассказах поднимаются разные проблемы: воровства, спекуляции товарами, пьянства, инакомыслия, шпионажа, свободы и борьбы со свободой, приспособленчества, бюрократизации власти, эмиграции.

Особенностью сборника «Чемодан» является использование большого количества юмористических приемов. Все восемь рассказов принято считать юмористическими рассказами. В них большинство эпизодов описываются с помощью комизма. Это не легкий смех, но и не едкий смех. Это, по выражению Н.В. Гоголя, «смех сквозь слезы». Смех становится для С.Д. Довлатова не целью, а лишь средством. С помощью юмористических приемов писатель выражает основную мысль всего сборника. Сначала посмеявшись, читатели понимают, что нелепые и комические ситуации, описанные в рассказах, на самом деле не смешны, так как с условиями такой нелогичной действительности справиться могли бы не все. С.Д. Довлатов показывает, что нелогичные и совершенно абсурдные явления в те времена были нормой. От этого и образовывалась сложность существования в условиях советской действительности. Чтобы существовать, не подвергая себя опасности, нужно было либо подчиниться системе с ее нелогичными законами и принципами, либо уехать за границу, как это сделал и центральный персонаж.

Но нельзя анализировать сборник «Чемодан» только в ключе выражения мысли об абсурдности советской действительности. В рассказах нет яркого выпада против СССР, потому что С.Д. Довлатов любил свою Родину, и ему было тягостно от того, что он был вынужден эмигрировать.

Эпиграф к сборнику «Но и такой, моя Россия, // ты всех краев дороже мне...» (слова А.А. Блока) демонстрируют противоречивое и двойственное отношение главного героя и самого автора к описываемому.

ЗАДАНИЯ:

Материал тоже необходим для зачета.

  1. Выписать только самое главное: особенности писательской манеры Довлатова, его творческая анкета.
  2. Что является основой его произведений.

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ ДО 26.06.2020

 

Гр. 14 ГД

Литература. 26.06.2020

Урок №.155 Тема. Л. Петрушевская. Рассказы.

Лекционный материал.

Людмила Стефановна Петрушевская – современный прозаик, поэт, драматург, представитель постмодернизма, «другой литературы». Она стоит в одном почетном ряду с такими современными писателями, как Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Виктор Пелевин, Владимир Маканин… Стоит в одном ряду – и в то же время по-своему выделяется, как нечто, безусловно, из этого ряда вон выходящее, не вписывающееся ни в какие жесткие рамки и не подлежащее классификации.

Родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора МГУ. Её детство пришлось на тя­жёлые, голодные годы войны, оно запомнилось ски­таниями по родственникам, жизнью в детдоме под Уфой и эва­куации. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспонден­том газет и радио, в издательстве, с 1972 г. - редактором спра­вочного отдела телевидения.

Петрушевская рано начала писать. Литературное творчество началось с сочинения стихов, сценариев для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ "Через поля", появившийся в 1972 в журнале "Аврора". С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса "Уроки музыки" (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 г. и почти сразу запрещена одноактная "Любовь" (1974) - Ю. Любимовым в Театре на Таганке в 1980-е гг. Удачным оказался спектакль 1985 года в театре Ленинского комсомола по пьесе "Три девушки в голубом". Она была опубликована лишь через 10 лет, в 1983-м, в серии "В помощь художественной самодеятельности" (где начинали путь к зрителю и читателю и вампиловские произведения). В центре действия пьесы Петрушевской были две обычные семьи - Гавриловы и Козловы, и события здесь разворачивались самые обыкновенные, которые и вне сцены случаются повсюду. И как оценивать эти события, тоже однозначно ответить трудно: как в жизни - можно и так и этак. Завтраки, сборы на работу, обеды, телевизор по вечерам, семейные ссоры - больше ничего в пьесе вроде бы и не происходит. "Подсматривание в замочную скважину", "магнитофонная драматургия" - так определили особенности творчества Петрушевской критики. Вроде бы показанная драматургом "изнанка жизни" всем давно знакома, но эти житейски узнаваемые ситуации и персонажи почему-то вызывают острую жалость. Может быть, потому, что и сами они о себе, и автор о них рассказывают доверчиво и простодушно, не вынося никаких окончательных оценок и никого не призывая к ответу. "Ее талант поразительно человечен, - так отозвался о творчестве Петрушевской режиссер О. Ефремов. - Она видит и пишет современного человека на самой глубине. В ней живет ощущение истории, и в ее пьесах есть дух катарсиса, о котором часто забывают наши драматурги и театральные деятели".

Петрушевская в "Уроках музыки" и последовавших затем пьесах ("Три девушки в голубом", 1980; "Квартира Коломбины", 1981; "Московский хор", 1988 и др.) художественно исследовала важный в российской действительности процесс - деформацию личности под воздействием унизительных для человеческого достоинства бытовых условий существования. Пресловутый быт выжимает из героев Петрушевской все жизненные силы, и в их душе уже не остается места для праздника, светлой надежды, веры в любовь. "Многие художники вообще полагают, что им тут не место, - отмечает критик Н. Агишева, - и брезгливо устремляются от плачущих детей и ругающихся алкоголиков на просторы большой жизни. Петрушевская остается там, где людям плохо и стыдно. Там ее музыка. А секрет ее в том, что плохо и стыдно, хотя бы иногда, - бывает всем. Поэтому пишет Петрушевская про каждого из нас".

В настоящее время Людмила Петрушевская живет и работает в Москве.

Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность. Поэтому выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань.

Рассказ «Свой круг».

Для Петрушевской характерен суперпрофессионализм.

  1. Главная героиня рассказа – смертельно больная женщина, мать, которую бросил муж.
  2. Будучи больной, она боится за сына: что с ним будет после ее смерти, так как ее бывший муж, отец ее сына, уже женился на другой и особой заботой о сыне не отличается.
  3. Скрывая от мужа, сына, окружающих свои намерения – любовь к сыну и боязнь за его будущее после ее смерти, она выбрала метод обеспечить счастливое существование сына Алеши после ее смерти. Она создает «свой круг» – общих друзей, своих и бывшего мужа, чтобы «сыграть» в своем круге ради будущего сына. Героиня решила показать себя жестокой по отношению к сыну, ругала его, даже избивала до крови в присутствии «своего круга». Она намеренно навлекала на себя осуждение этого круга, говоря, что хочет сдать Алешу в детский дом. Этим она отводит опасность от сына попасть туда после ее смерти, так как и бывшему мужу, и участникам своего круга будет стыдно сдавать его в детский дом и уподобляться той, которую они осуждали.

Рассказ «Гигиена»

Общество постигло страшное заболевание – заражение, напоминающее мышиную лихорадку, очень опасную. Семья лишила самоизолироваться, но девочка поцеловала кошку, контактирующую с мышью, чем вызвала всеобщий гнев. Ее закрыли в отдельной комнате, оставив практически в одиночестве. Она умерла.

При чтении рассказа поражает мрачная, гнетущая обстановка, ожидание смерти. Сердца героев пропитаны страхом.

   - Что предпринимают члены семьи, чтобы спасти себя от заражения?

Единственным спасением, по словам молодого человека, является строгая гигиена и отсутствие мышей, которые переносят болезнь. И поэтому каждый стремится обезопасить себя: «Николай снял с себя все и кинул в мусоропровод, сам в прихожей протерся с головы до ног одеколоном, все ватки выкинул в пакете за окно»; «…разделся на лестнице, бросил в мусоропровод одежду и голый обтерся одеколоном. Вытерев подошву, он ступил в квартиру, затем вытер другую подошву, ватки бросил в бумажке вниз. Рюкзак он поставил кипятиться в баке…».

Держа на руках кошку, девочка сообщает, что кошка съела раздутую мышку «и поцеловала, наверное, не в первый раз, кошку в поганую морду». Дедушка с руганью запирает ее в детской «на карантин» («Следом за ней пошел дед и побрызгал все ее следы одеколоном из пульверизатора. Потом он запер дверь в детскую на стул…»). Хотя взрослые пытаются ее кормить и контролировать, они обрекают дочку и внучку на гибель. Перед нами полная деградация человеческой личности.

ЗАДАНИЕ:

Ответить на вопросы:

  1. Как вы относитесь к матери и ее поступку в рассказе «Свой круг»?
  2. Как бы вы поступили с девочкой из рассказа «Гигиена»?
  3. Чем напоминает вам сюжет рассказа «Гигиена» нашу современную действительность?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: