Выполнить задание до 27. 06. 2020

 

Гр. 14 ГД

Литература. 26.06.2020

Урок №.156 Тема. В. Пелевин. «Желтая стрела», «Принц Госплана».

Лекционный материал.

План.

  1. Особенности творчества В. Пелевина.
  2. «Желтая стрела».
  3. «Принц Госплана».

1. Один из популярнейших писателей, награжденный многими премиями и востребованный в чтении. Большинство критиков относят его к постмодернистской школе, но творчество этого писателя настолько разнообразно, что не укладывается в рамки одного направления. Писатель модный, культовый, не любящий появляться на публике. Отзывы о нем противоречивые. В каждом своем произведении он описывает воображаемую картину жизни. Герои его прозы одновременно находятся в каждой плоскости и существуют лишь виртуально, как оптический трюк: два предмета: один вблизи, другой вдали. Пелевинские герои будто диапозитивы в проекторе.

Основные темы его произведений – положение человеческой личности как несвободной и зависимой.

Особенности творчества: реальность и фантастика, неразличение настоящей и выдуманной жизни.

Произведения Пелевина: «Затворник Шестипалый», «Омон РА», «Жизнь насекомых», «Принц Госплана», «Желтая стрела».

«Желтая стрела» (1998)

Место действия – поезд, идущий в никуда и никогда. Этот поезд – единственное пространство, в котором существуют ее персонажи. Главный герой повести – Андрей мечтает сойти с поезда живым, однако все знают, что этот поезд никогда не останавливается.

"Желтая стрела" - это поезд-жизнь, который несет своих пассажиров к "разрушенному мосту" - смерти ("этот поезд в огне", "нам некуда больше жить"). Поезд движется почти вечно, люди в нем рождаются и умирают, делают бизнес и разоряются, влюбляются и создают семьи. В отличие от классиков, у Пелевина движение есть статичность. "Правительство" издает свои газеты, напоминающие по содержанию советские статьи. Их названия зловещи ("Тотальная антропология", статья состоит из перечня звуков, подражающих стуку колес в различных странах). И все верят, что такая жизнь единственно правильная и другой просто не может существовать. Религии в поезде не существует, один патриарх правит поездом — наперсточник "старый и морщинистый, похожий на умирающую обезьяну", чьи манипуляции "начинали казаться священнодействием какой-то забытой религии ", а Бог превратился в "огромного пьяного мужика с гармошкой, до неба ростом, но совсем тупого и зыбкого. Он на этой своей гармошке играет и поет какую-ту дурную песню, уже долго-долго. А гармошка вся засаленная и блестит. И когда внизу это замечают, это называется отблеском высшей гармонии ". И этот бог сидит на крыше поезда и спокойно курит ("старик в ушанке все так же неподвижно сидел на своем обычном месте и пускал вдаль едва заметные на ветру струйки дыма ").
Главный герой повести — это молодой человек Андрей, который едет в скором поезде, прозванном "Желтой стрелой". Андрей едет в этом поезде с ничего не подозревающими пассажирами, которые живут своей статичной жизнью. Жизнь эта похожа на сонный муравейник: люди снуют туда - сюда, но изо дня в день их жизнь не меняется. Как и Л. Толстой, Пелевин не делит своих героев на положительных и отрицательных, но на статичных и нестатичных. Андрей оказался нестатичным героем, он смог координально изменить все свое миропредставление.
В вагонах "Желтой стрелы" общество строится иерархично. "Главу" этого странного государство никто не видел, читатель не знает, кто это: человек или сам поезд, злодей или добродетель. Существуют полицейские-чиновники —проводники. Некий высший разум распространяет идеологические листовки, его противник чертит стихотворные истины на стенах. Мошенники, предприниматели, певцы, банкиры, профессоры, —- всё есть в движущейся стране. Люди пытаются строить свой мир, основанный на идеологии "поезда", какой-то бредовой теории. Они движутся к разрухе и краху, на что, похоже, обречены все мировые идеи — коммунизм, фашизм...
Самое страшное для героя повести Андрея - это стать обычным пассажиром, который живет и ни о чем не задумываясь, становится одним из зомбированной серой массы. Обычный пассажир этого поезда - это Авель (библ., брат Каина, переносное значение - невинная жертва). Проводник напоминает монаха в своем поезде, даже руки он поднимает как для крестного знамения ("три сложенных щепотью пальца к козырьку"), только монах этот вечно пьяный и по-птичьи хищный. Мир потусторонний для пассажиров поезда находится вне стен "Желтой стрелы", в том мире обитают боги и духи, и ты уходишь в него лишь со смертью. А смерть приходит в поезд не так уж и редко, и обряд погребения напоминает языческий ("... труп шмякнулся о землю, подпрыгнул и покатился вниз по откосу. Вслед полетели подушка, полотенце, два красных венка и мраморное пресс-папье - покойный, судя по всему, был человек заметный"). Смерть для героя повести Андрея, как и для Николая Гумилева, есть освобождение. Да и что такое жизнь в этом мире, если рождение нового человека и воровство ставится на одну строчку ("...герои фильма занимаются делами, которые с полным правом можно назвать важными и серьезными,— это мелкая торговля, медленное умирание с голоду, воровство, деторождение и так далее"), если в этом мире даже на смерти обогащаются ("... он увидел лежащую в траве мраморную плиту со стальными сфинксами по краям, к которой золотыми цепями была приделана бедная Изида, уже порядком распухшая на жаре. На краях плиты была реклама — "Ко1ех", "Рер81-со1а"...)
Пелевин создает картину катастрофичного мира, упоминая о детском плаче как об обыденном явлении ("Андрея разбудил обычный утренний шум -...отчаянный детский плач"), что было характерной чертой творчества Ф. Достоевского. В этом мире культура есть смерть ("дома, огороды, скелеты, столбы - ну, короче, как интеллигенты говорят, культура".). Автор цитирует Н. Гумилева «Заблудший вагон»:
«Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон».
Н. Гумилев писал это стихотворение, как бы предвидя свою смерть. Пелевин же предвидит смерть всего поезда. Но самое главное, весь смысл всей его жизни открылся герою во сне ("все дело в том, что мы постоянно отправляемся в путешествие, которое закончилось за секунду до того, как мы успели выехать ").
Герой нашел свое спасение, он шагнул за стены вагона "Желтой стрелы". Но непонятно, смерть или жизнь он обрел, Герой вошел в мир духов и побрел к светлой полосе у горизонта. Возможно он найдет город, в котором "все, кого он видел, выглядели до крайности беспечно ", может он идет в иной мир, а может он очнулся от Великого гипноза (например, " Мастер и Маргарита" М. Булгакова считают тоже описанием Великого гипноза) или впал в него...
Пелевин, как волшебник, играет с цветом. Так, желтый цвет в произведении ("желтые лучи", "желтые стрелы", "коричневые стаканы") подчеркивает болезненность мира, его скорую гибель, крушение всех человеческих надежд. Еще Ф. Достоевский использовал желтую цветовую гамму для создания образа "желтого Петербурга" в своем великолепном произведении "Преступление и наказание". Пелевин пошел гораздо дальше: цвет смерти появляется в его произведении вместе с названием и не исчезает из нашего воспаленного сознания вообще. Другой "сильный" цвет — это лиловый. По А. Блоку этот цвет символизирует таинственность, тревогу, предчувствие чего-то мистического и необычайного (А. Блок, "Незнакомка"). Пелевин наделяет цвет мистики своим особым значение: потерянности, безысходности, демонического начала происходящего. "Мастер и Маргарита" М. Булгакова называется критиками огромной развернутой метафорой. Пелевин создал свою удивительную метафору, которую никто не смог объяснить. В этом и заключается прелесть этого произведения.

«Принц Госплана».

Символично название повести. Главный герой Саша Лапин работает программистом Госснаба, выполняя поручения своего шефа Бориса Григорьевича, обедает в госплановской столовой, стоит в очереди за портвейном, но все его существование, как, впрочем, и существование его сослуживцев, проходит в границах компьютерной игры. Его мир– трехмерное графическое пространство монитора, заполненное игровыми атрибутами и командами на различных языках программирования. Он мыслит и изъясняется компьютерными терминами. Как и в «Омоне РА», в данной повести доминирует одна реальность, из-за чего другая кажется иллюзорной. Преобладающая реальность аналогична советской – она давно навязала людям свои правила игры.

 «Скажи во что ты играешь, и я скажу кто ты» - так кратко можно передать идею повести. Естественно, идею не полную, так как НА САМОМ ДЕЛЕ её почти нет, как бы это комично не звучало.
Эта повесть собрала в себе множество «осколков» идей, большая часть которых – это наши мысли, действия, поступки. Но самый крупный «осколок» посвящён компьютерным играм, которые уже во время бородатых 80-х начали завоёвывать разум обывателей. Именно поэтому пелевинская тема «принца» актуальна сейчас ещё больше чем во время написания произведения.
До чего может довести самая обычная игрушка, если в неё играть часами? Дома, на работе, вместо работы…вам не только начнут мерещиться ниндзя за спиной, сбитые самолёты и наступающие сплошной линией танки, вы сами окажетесь частью игры. Вы не перепрыгнули через проваливающийся пол и упали на шипы? Какая жалость, придётся начинать с сохранённого места…но помнить то что с вами случилось вы уже, увы, не будете…таковы правила игры!
Пелевин своим «Принцем» озвучивает наши мысли. А некоторым даже напоминает самого читателя в молодости: восторг по поводу купленной игры, первый запуск и многодневные+многоночные прохождения сложных уровней, разгадывание секретов, избегание ловушек…постепенно компьютерная игра настолько захватывает сознание игрока, что он не может думать ни о чём другом кроме неё.
Так и представители Госплана – как подчинённые, так и её верхушка – выбрав себе игру по вкусу, уже не могут обсуждать между собой что-либо не связанное с игрой, с её прохождением…

ЗАДАНИЕ:

Данный материал тоже будет в зачете. Всю лекцию можно не переписывать, но знать содержание, особенности творчества Пелевина.

Готовится к дифференцированному зачету по литературе по всем темам, особенно по творчеству Шолохова, Пастернака, Трифонова, Вампилова, Твардовского, Солженицына, Маканина, Довлатова, Пелевина.

 













Гр. 14 ГД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: