Согласно ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
В иерархии подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД, на первом месте находятся указы Президента РФ. Их, в свою очередь, можно разбить на две группы.
Первую группу составляют указы обще нормативного характера. Вторую группу составляют указы, касающиеся деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти — субъектов ОРД. По такому же принципу делятся постановления Правительства РФ. К подзаконному уровню регулирования ОРД относятся и нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие прокурорский надзор за ОРД.
Значительная роль в подзаконном регулировании ОРД принадлежит межведомственным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, среди таких актов можно выделить "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"
|
|
По мнению К.К. Горяинова, самым нижним подуровнем подзаконных актов, регулирующих ОРД, являются ведомственные нормативные правовые акты. Но нижний уровень в иерархии не снижает их значимости для самих субъектов ОРД.
Многие эти акты имеют закрытый характер исходя из требований ФЗ об ОРД. Но некоторые документы являются открытыми, учитывая то обстоятельство, что в них не содержатся сведения, отнесенные к государственной тайне.
Ведомственные нормативно - правовые акты, определяющие правовую основу ОРД
Ведомственные нормативные правовые акты также делятся на группы: непосредственно самих субъектов ОРД и иных федеральных органов исполнительной власти. К.К. Горяинов и В.С. Овчинский обращают внимание, что самостоятельное значение для правового регулирования ОРД имеют разъяснения Верховного Суда РФ и судебная практика.
Согласно приказу МВД "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России" документы имеющие отношения к ОРД могут иметь гриф секретности: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» или пометку «Для служебного пользования».
Опираясь на ФЗ «О государственной тайне» К.К. Горяинов разъясняет ключевые понятия ст. 12 следующим образом1.
Данные об организации и о тактике проведения ОРМ — сведения, характеризующие меры, направленные на подготовку, обеспечение и проведение конкретных действий, наиболее эффективное применение оперативно-розыскных сил и средств, а также совокупность способов и приемов достижения намеченной цели при проведении конкретных ОРМ. Данные об организации ОРМ могут содержаться в различных оперативно-служебных документах, в том числе по планированию, контролю за проведением негласных мероприятий.
|
|
Организация ОРД — это комплекс мер, направленных на подготовку, обеспечение и проведение конкретных ОРМ и действий ОРО. К числу таких целенаправленных мер можно отнести комплекс распорядительных, материально-технических и иных мер, обеспечивающих подготовку и осуществление ОРМ, а также управляющее воздействие и непосредственное руководство их проведением.
Тактика ОРД — это наиболее целесообразный порядок применения оперативно-розыскных сил и средств, а также оптимальная совокупность приемов и способов достижения намеченной цели при проведении конкретных ОРМ. Тактика ОРД может заключаться в определенной последовательности проведения ОРМ, выборе способа реализации их результатов, одновременном применении гласных и негласных средств и методов, зашифровке действий участников ОРМ, их легендированном поведении и др.
Силы ОРД — субъекты, задействованные для проведения ОРМ в качестве, как непосредственных их участников, так и обеспечивающих их подготовку и проведение. К силам ОРД относятся должностные лица органов, осуществляющих ОРД, штатные гласные сотрудники, ШНС, конфиденты, а также лица, привлекаемые для проведения ОРМ в качестве специалистов или иных участников ОРМ.
Источники ОРД — различные носители информации, в качестве которых могут выступать физические лица, обладающие информацией, представляющей оперативный интерес, предметы и (или) документальные материалы, отражающие (содержащие) оперативно значимые сведения.
Планирование ОРД — элемент ее организации. Оно включает процесс и результат интеллектуальной деятельности субъектов ОРД, выраженные в вербальной форме либо документально закрепляющие совокупность сведений о порядке действий, которые предстоит осуществить, время, место, исполнителей ОРМ.
Среди таких ведомственных нормативно-правовых актов можно выделить «Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел» и «Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения», утвержденные приказом МВД России № 213 ДСП от 5 мая 1993 года.
В заключении стоит согласится с К.К. Горяиновым, что ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ОРД и формирующие ее правовую основу, пусть и находятся на более низком по иерархии уровне, имеют не меньшую правовую значимость для субъектов ОРД.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ