Подзаконный уровень правовой основы ОРД

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

В иерархии подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД, на первом месте находят­ся указы Президента РФ. Их, в свою очередь, можно разбить на две группы.

Первую группу составляют указы обще норматив­ного характера. Вторую группу составляют указы, касающиеся дея­тельности отдельных федеральных органов исполни­тельной власти — субъектов ОРД. По такому же принципу делятся постановления Правительства РФ. К подзаконному уровню регулирования ОРД отно­сятся и нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие прокурорский над­зор за ОРД.

Значительная роль в подзаконном регулировании ОРД принадлежит межведомственным нормативным правовым актам федеральных органов исполнитель­ной власти, среди таких актов можно выделить "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"

По мнению К.К. Горяинова, самым нижним подуровнем подзаконных актов, регулирующих ОРД, являются ведомственные норма­тивные правовые акты. Но нижний уровень в иерар­хии не снижает их значимости для самих субъектов ОРД.

Многие эти акты имеют закрытый характер исходя из требований ФЗ об ОРД. Но некоторые документы являются открытыми, учитывая то обстоятельство, что в них не содержатся сведения, отнесенные к госу­дарственной тайне.

Ведомственные нормативно - правовые акты, определяющие правовую основу ОРД

Ведомственные нормативные правовые акты так­же делятся на группы: непосредственно самих субъек­тов ОРД и иных федеральных органов исполнитель­ной власти. К.К. Горяинов и В.С. Овчинский обращают внимание, что самостоятельное значение для правового регули­рования ОРД имеют разъяснения Верховного Суда РФ и судебная практика.

Согласно приказу МВД "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России" документы имеющие отношения к ОРД могут иметь гриф секретности: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» или пометку «Для служебного пользования».

Опираясь на ФЗ «О государственной тайне» К.К. Горяинов разъясняет ключевые понятия ст. 12 следующим образом1.

Данные об организации и о тактике проведения ОРМ — сведения, характеризующие меры, направ­ленные на подготовку, обеспечение и проведение кон­кретных действий, наиболее эффективное применение оперативно-розыскных сил и средств, а также сово­купность способов и приемов достижения намеченной цели при проведении конкретных ОРМ. Данные об ор­ганизации ОРМ могут содержаться в различных опе­ративно-служебных документах, в том числе по пла­нированию, контролю за проведением негласных ме­роприятий.

Организация ОРД — это комплекс мер, направлен­ных на подготовку, обеспечение и проведение кон­кретных ОРМ и действий ОРО. К числу таких целена­правленных мер можно отнести комплекс распоряди­тельных, материально-технических и иных мер, обеспечивающих подготовку и осуществление ОРМ, а также управляющее воздействие и непосредственное руководство их проведением.

Тактика ОРД — это наиболее целесообразный по­рядок применения оперативно-розыскных сил и средств, а также оптимальная совокупность приемов и способов достижения намеченной цели при проведе­нии конкретных ОРМ. Тактика ОРД может заклю­чаться в определенной последовательности проведе­ния ОРМ, выборе способа реализации их результатов, одновременном применении гласных и негласных средств и методов, зашифровке действий участников ОРМ, их легендированном поведении и др.

Силы ОРД — субъекты, задействованные для про­ведения ОРМ в качестве, как непосредственных их участников, так и обеспечивающих их подготовку и проведение. К силам ОРД относятся должностные ли­ца органов, осуществляющих ОРД, штатные гласные сотрудники, ШНС, конфиденты, а также лица, при­влекаемые для проведения ОРМ в качестве специали­стов или иных участников ОРМ.

Источники ОРД — различные носители информа­ции, в качестве которых могут выступать физические лица, обладающие информацией, представляющей оперативный интерес, предметы и (или) документаль­ные материалы, отражающие (содержащие) оператив­но значимые сведения.

Планирование ОРД — элемент ее организации. Оно включает процесс и результат интеллектуальной деятельности субъектов ОРД, выраженные в вербаль­ной форме либо документально закрепляющие сово­купность сведений о порядке действий, которые пред­стоит осуществить, время, место, исполнителей ОРМ.

Среди таких ведомственных нормативно-правовых актов можно выделить «Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел» и «Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения», утвержденные приказом МВД России № 213 ДСП от 5 мая 1993 года.

    В заключении стоит согласится с К.К. Горяиновым, что ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ОРД и формирующие ее правовую основу, пусть и находятся на более низком по иерархии уровне, имеют не меньшую правовую значимость для субъектов ОРД. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: