Познакомься ещё со стихами этого талантливого поэта и замечательного человека

Литература 8-А класс

Двадцать первое мая

Классная работа

ТЕМА: ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ.

Владимир Труханов. Очерк жизни творчества.

Анализ стихотворений «Иней», «Жил мальчик у синего моря»

1. Постановка проблемы:

     Что мы узнали о жизни и творчестве писателей Донбасса? Как духовные ценности в художественных произведениях связаны с жизнью народа?

2. Вступительное слово учителя: Естественно, что такой регион, как Донбасс, не мог не найти отражение в литературе. Грозный и могучий край привлекал внимание многих писателей. Так, Александр Куприн посвятил юзовскому заводу повесть «Молох» и серию очерков. Викентий Вересаев в 1892 году написал повесть «Без дороги», в которой описал шахтерский быт и условия работы. Константин Паустовский в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность» описал свой визит в Юзовку и целую главу посвятил действующей гостинице «Великобритания». Однако все эти авторы были людьми пришлыми, гостями шахтерского края.

3. Познакомиться с творчеством поэта-земляка Владимиром Трухановым.

Владимир ИВАНОВИЧ ТРУХАНОВ

1922-2003

      Родился 29 июля 1922 г. в г. Донецке. Участник войны с июня 1941. Начинал рядовым, последнее звание на фронте — ст. лейтенант. Майор в отставке. Командовал отделением, взводом в 21-м отдельном дорожно-эксплуатационном полку 43-й армии. Был начальником штаба батальона 223-го стрелкового полка 53-й дивизии 43-й и 33-й армий Западного фронта, позже – 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта. Принимал участие в обороне Бобруйска, Москвы, освобождении Калужской области. Дважды ранен под Изюмом (2 апреля 1943 г. и 17 июля того же года — тяжело). Был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1 ст., медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие» и др. Героике военных лет посвящены стихи сборников «В пути», «Лирика», «Пел над шахтой жаворонок», «Стихи мои — свидетели живые», «Мы любим жить» и «Дорога под ветром», «Наполненные громом», «Горошина угля», «Высота», «Красный дол», «И рассветы расправляли паруса», книга прозы «Снова мне девятнадцать лет» и др.
Умер в 2003 г.


Старая военная дорога

Вьётся между сосен и осин.

Я иду. Один. С моей тревогой.

С неотступной думою — один.

 

Кто они (ты, дуб, как архивариус!),

Люди, что прошли по ней тогда,

Что на пыльных "газиках" промчались

В бурей озарённые года?

 

И куда ты их вела, дорога?

И кого куда ты привела?

Может, стала ты судьбой для многих...

Может, стала ты судьбой для многих

И последней из дорог была.

 

Старая военная дорога!

Я иду и думаю о тех,

Что в цветы упали или в снег...

Что в цветы упали или в снег

И лежат в степях и на отрогах.

 

Все ль живые помнят их поныне?

В креслах кто-нибудь не очерствел?

Не забыл ли тот, в высоком чине,

В суматохе повседневных дел

Про людей?

 

А этот не поблек ли

Средь трофейной мебели своей?

Глядя в позолоченные стёкла,

Глядя в позолоченные стёкла,

Узнаёт ли фронтовых друзей?..

 

Надо мной шумят осины, сосны,

Тихо. На дороге ни души.

И, как прежде.

как когда-то грозны.

Смотрят в поле доты-блиндажи...

 

Я иду и слушаю, как в кронах

Расшумелся ветерок в гостях...

Может,

это шёлком шелестят

Полковые старые знамёна.

 

Заглянем в словарик.

Архивариус – работник архива, учреждения, хранящего документальные материалы.

Отрог – ответвление основной горной цепи.

 

ПОРАЗМЫШЛЯЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

- Как бы ты озаглавил стихотворение? Почему?

- Почему свою думу поэт называет неотступною, а со своей тревогой остаётся один?

- Почему дуб сравнивается с архивариусом? Приходилось ли тебе видеть деревья, сохранившиеся со времен войны?

- Какова главная мысль этого стихотворения?

 

ПОЗНАКОМЬСЯ ЕЩЁ СО СТИХАМИ ЭТОГО ТАЛАНТЛИВОГО ПОЭТА И ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

ПОД ВЯЗЬМОЙ
ШЛИ ТЯЖЕЛЫЕ БОИ


ТРЕВОЖНАЯ ПАМЯТЬ

Ты в этот год не зажигала елки
Под Вязьмой шли тяжелые бои,
Кружились там, как вороны, осколки,
И навзничь падали друзья твои.

Впервые в жизни я тогда поклялся
Не подводить товарищей вовек...
Нас было много – два десятых класса,
Пришло в землянку восемь человек.

Мы окружили огонек чубатый
И закурили золотой махры.
Мы грустно пили с пожилым комбатом

Директором смоленской детворы.

Не вспоминали, может, возвратятся
(И мы опять пойдем под Вязьму в бой)..
Им было, как и нам, по восемнадцать.
Едва пушок пробился над губой.
Но не пришли. Дул ночью ветер колкий
Мы поднялись – последние твои...
Ты в этот год не зажигала елки -
Под Вязьмой шли тяжелые бои.

 
















ГОРОШИНА УГЛЯ

Сколько нежности, сколько тревоги,
И какою любовь та была!
По глухим, по смоленским дорогам
Нас солдатская доля вела,
А в полях зрела рожь. И созвездьем
Васильки потухали в дыму...

Отступали... И вот на разъезде
(Я не знаю названья ему,
Но запомнил я сердцем солдата -
Не проеду разъезд невзначай.
На рассвете глухие раскаты,
Липнет кровь, как степной молочай.
И уходят последние части,
Тяжело сапогами пыля...

...У разбитой платформы, как счастье,
Я увидел кусочек угля.
Может, уголь тот был не донбасский,
Но меня обступили бойцы.
И с какой-то любовью и лаской
Каждый трогал рукой антрацит.

Потянуло далеким, знакомым,
Захватило дыханье... В ушах
Пел гудок над родным терриконом,
Над копрами оставленных шахт.





















ИНЕЙ

 Рассветает…лиловая, синяя

Неподвижная даль без конца.

 И деревья в коронах инея,

Как олени, стоят у крыльца. Вот возьму запрягу и поеду

 По дремучей лесной тишине,

По веселому птичьему следу…

А тебе сообщат обо мне,

Что ушел я тропой неприметной,

Что искали меня – не нашли,

Что на Юге России рассветной

 Вдруг олени в упряжке прошли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: