Карл Мария Вебер (1786-1826).
Формирование немецкой национально оперы протекало в трудной и сложной обстановке. Австрия и Германия издавна был «колонизированы» итальянской и французской оперой, пользовавшейся особыми привилегиями и покровительством королевско-княжеских двором и аристократии. В странах немецкого языка, заполненных итальянском и французскими оперными труппами, сильными вековыми традициями своей культуры, национальное оперное искусство с трудом пробивало свой путь.
Рост бюргерской культуры, особенно заметный во второй половине XVIII века, сказался на всех проявлениях духовной жизни и, в частности, способствовал возникновению новых демократических форм искусства. К этому времени относится формирование немецкой национально своеобразной оперы, так называемого зингшпиля.
Истоки зингшпиля – в народно-бытовом искусстве. Зингшпиль буквально – песенная игра, то есть спектакль, в котором музыкальные эпизоды чередуются с разговорными диалогами. Для зингшпиля характерны занимательная интрига, весёлая простая шутка, бытовые сюжеты, беззлобно пародируемые или окрашенные в сентиментально-идиллические тона, доступная, несложная и мелодичная музыка.
В качестве национально-демократического жанра зингшпиль противопоставлялся пышному оперному стилю, культивируемому при дворах. В последние десятилетие XVIII века зингшпиль получает большое распространение и становится признанным национальным пенным жанром.
Великий Моцарт, мечтавший о немецкой опере, писал «Похищение из сераля», «Волшебную флейту», опираясь на драматургию, специфическую для зингшпиля. Творчество Моцарта подняло в конце XVIII века немецкую оперную музыку на небывало высокий уровень. Но это был кратковременный подъём: зингшпиль всё более перерождался в развлекательный обывательский спектакль; единственная опера Бетховена «Фиделио» при всей мощи присущего её драматического симфонизма стояла всё же особняком и не могла вывести немецкую оперу из состояния застоя.
Однако в период наполеоновских войн и национально-объединительного движения вопрос о национальной культуре встал с особой остротой. Для передовых деятелей искусства создание немецкой оперы становится центральной проблемой.
На волне национально-патриотического движения, охватившего широкие народные массы, выдвинулся энергичный борец за национальное дело – К.М.Вебер.
Вебер был не только композитором, дирижёром, блестящим пианистом, но и общественным деятелем, организатором, талантливым публицистом. Своим творчеством, так же как и многообразной общественно-музыкальной деятельностью, Вебер стремился утвердить авторитет и значение национального искусства, поднять уровень музыкальной жизни в своей стране. Национальный характер художественных образов тематики, музыкального языка в «Волшебном стрелке» как нельзя более отвечал вкусам и потребностям передовых слоёв немецкого общества, и это детище Вебера сделалось народным достоянием.
Жизненный и творческий путь.
Детство и юность. Первые оперы. Карл Мария Вебер родился 18 декабря 1786 года в небольшом городке Гольштинии Эйтине. Отец Вебера, страстный театрал и любитель музыки, был провинциальным антрепренёром. Мать Вебера обладала прекрасным голосом и была некоторое время профессиональной певицей. С небольшой труппой, составленной преимущественно из членов собственной семьи, отец Вебера колесил по разным городам и городкам Германии и Австрии.
По собственным словам будущего композитора, живопись и музыка равно претендовали в раннем возрасте на его время и любовь. Он умел писать маслом, рисовать миниатюры, «умел применять и граверную иглу». Некоторое время Вебер брал уроки фортепианной игры, принесшие ему понятие о «сильной, чёткой и характерной игре на рояле», а в 1789 году, будучи в в Зальцбурге, сделался учеником Михаэля Гайдна по теории и композиции. Написанные под руководством Гайдна и одобренные им шесть фугетт стараниями отца были напечатаны и вызвали сочувственный отзыв критики во «Всеобщей музыкальной газете».
В 14 лет Вебер был автором довольно большого количества произведений, среди которых несколько фортепианных сонат и вариаций, ряд камерных сочинений, месса и первая опера «Сила любви и ненависти». В эти же годы Вебер зарекомендовал себя как выдающийся исполнитель. Переезжая из города в город, он постоянно выступал как пианист, иногда же и как певец, аккомпанирующий себе на гитаре.
В 1800 году Вебер написал оперу «Лесная девушка»; вскоре последовал зингшпиль «Петер Шмоль и его соседи», вызвавший благоприятный отзыв бывшего учителя Вебера, композитора Михаэла Гайдна. Ранние оперы Вебера, при всей их незрелости, определяют его основную творческую линию: все они написаны в форме зингшпиля, в них отчётливо заметна непосредственная связь с бюргерским бытом, тяготении к фантастике. Немало пишет Вебер и бытовой музыки: вальсов, экосезов, четырёхручных пьес для фортепиано, песен.
Занятия с Фоглером. Среди вереницы случайных учителей Вебера выделяется имя аббата Фоглера. Ученик знаменитого падре Мартини из Болоньи, ученый теоретик и композитор, Фоглер пользовался значительной известностью. Во время очередного путешествия, попав в 1803 году в Вену, Вебер обратился к Фоглеру. По настоянию его нового учителя, Веберу пришлось отказаться от сочинения больших самостоятельных произведений и засесть за кропотливую и тщательную ученическую работу.
Сущность методики Фоглера заключалась в совместных занятиях с учениками детальным анализом произведений и изучением творчества великих композиторов. Не менее ценным качеством Фоглера была его любовь к народно-песенному творчеству. Он был одним из первых собирателей народных мелодий; его интересы в этой области простирались весьма широко, затрагивая тогда ещё мало изученную и почти неведомую на Западе сокровищницу «восточного», как тогда называли, песне-творчества. В этом отношении школа Фоглера стимулировала и укрепляла собственный интерес Вебера к народному искусству.
Бреславль и Штутгард. С 1804 года начинается практическая деятельность Вебера. Энергично и настойчиво он берётся за улучшение оперного дела в Бреславле, где занимает место капельмейстера. Но его борьба за обновление оперного репертуара, за качество исполнения вызвала сильную оппозицию со стороны певцов и оркестрантов. И Вебер вынужден был уйти в отставку. После капельмейстера в Карсруэ Вебер несколько лет прослужил в Штутгарте в качестве личного секретаря герцога Вюртембергского. Многочисленные служебные обязанности не могли отвлечь Вебера от чисто творческих задач; он неустанно пишет инструментальные сочинения, экспериментируя в оперном жанре («Сильвана»),
«Гармоническое общество» в Дармштадте. Литературная деятельность. Для Вебера снова началась жизнь странствующего музыканта. Он разъезжает с концертами по разным городам Германии, попадает и в Швейцарию. В Дармштадте Вебер совместно с несколькими молодыми музыкантами, тоже учениками Фоглера организует так называемое «Гармоническое общество», в задачи которого входила взаимная поддержка продвижение произведений его членов путём пропаганды и критики в печати. Вебер составил устав общества и проектировал создание «музыкальной типографии Германии», где должны были быть собраны необходимые сведения, могущие ориентировать музыканта во время его артистических турне.
Вебер издавна чувствовал влечение к литературной деятельности. В эти годы оно отразилось в многочисленных статьях, рецензиях, письмах, которые, согласно словам автора, служили каналам, «по которым беспрепятственно, ничем не стесняемые, текли чувства, мысли, идеи…».
Вебер, как впоследствии и Шуман, страстно восставал против рутины и филистёрства. Поборник национального искусства, он в то же время провозласил лозунг: «поле деятельности художника – весь мир»; он высоко ценил и пропагандировал музыку французских композиторов эпохи революции 1789 года: Керубини, Мегюля, Гретри, ставил и исполнял их сочинения, посвящал им специальные очерки и статьи.
В литературных работах Вебера виден прекрасный стилист, тонкий талантливый писатель. Он, как и многие другие романтики, стремился иногда облечь свои критические высказывания в художественную, литературно-поэтическую форму. В этом отношении особый интерес представляет автобиографический роман Вебера «Жизнь музыканта».
В этот промежуток времени Вебер создаёт музыкальные произведения, уже отмеченные более яркой самостоятельностью, растущим композиторским мастерством. Среди них выделяется небольшая комическая опера «Абу Гассан».
Начало творческой деятельности. С 1813 по 1816 год Вебер руководил оперным театром в Праге. Он последовательно проводил свою линию в отношении музыкального репертуара, качества исполнения. Но в Праге, как и до этого в Бреславле, а после в Дрездене, его преобразовательные планы наталкивались на упорное сопротивление косной части артистической музыкальной среды и бюрократов – театральных заправил.
Общественный подъём, охвативший в это период широкие слои немецкого общества, оказался спасительным для Вебера как художника. Начало второго десятилетия XIX века было ознаменовано нарастанием патриотического движения в Германии.
В национально-освободительном движении Германии активно участвовала передовая немецкая демократическая интеллигенция. Среди них молодой талантливый поэт Теодор Кёрнер, убитый во время одной из наполеоновских битв. Незадолго до смерти он написал цикл патриотических стихов «Лира и меч», быстро завоевавший популярность. Вебер положил на музыку кёрнеровские тексты, и в таком виде они приобрели ещё большую известность, а Веберу принесли лавры национального художника. Другое патриотическое произведение – кантата «Битва и победа» - было написано и исполнено в Праге в 1815 году.
Начиная с Пражского периода Вебер вступает в полосу творческой зрелости. Наряду со значительными достижениями в области музыкального театра Вебер создаёт ряд интереснейших произведений фортепианной музыки. Новые элементы музыкальной речи фактуры, стиля, введённые Вебером, служили предпосылками для создания богатого и красочного романтического фортепианного стиля; такие произведения, как «Приглашение к танцу» или «Концертштюк», не утратили своей яркой образности и художественности и по настоящее время.
Дрезденский период. Слава Вебера как исполнителя, возрастающая популярность композитора не уберегла его от ударов, которым он подвергался как передовой общественно-музыкальный деятель. Покинув Прагу для Дрездена, куда Вебер переехал в начале 1817 года, он встретил не меньше трудностей, связанных с самим направлением и характером его деятельности в немецкой национальной опере.
Повседневно ему приходилось доказывать своему высокому начальству, что «в искусстве немцы должны иметь равные права с итальянцами». Всё же Вебер добился значительных результатов: ему удалось собрать музыкальный коллектив, достичь художественной слаженности ансамбля и поставить с большим успехом не только ряд трудных и ответственных произведений немецких композиторов – оперы Моцарта, «Фиделио», - но и высоко им ценимые оперы французских авторов, как «Иосиф в Египте» Мегюля, «Лодоиску» Керубини и другие.
Дрезденский период – последнее десятилетие жизни Вебера – вершина творчества композитора. К этому времени относятся сочинение лучших фортепианных и оперных произведений: сонат для фортепиано. «Приглашение к танцу», «Концертштюка» для фортепиано с оркестром, опер «Фрейщюц» («Волшебный стрелок»), «Эврианта», «Оберон».
«Фрейшюц». Постановка «Фрейшюца» принесла Веберу мировую славу и известность. Мысль об опере на сюжет сказания о юном стрелке зародилась у Вебера ещё в 1810 году. Вплотную Вебер приступил к сочинению «Волшебного стрелка» в 1819 году, однако осуществилась постановка лишь в июне 1821 года.
Успех «Фрейшюца» превзошёл все ожидания, в скором времени опера обола самые захолустные углы страны; мелодии из «Фрейшюца» стали распевать на улицах, в каждом доме; появилось пиво «Фрейшюц», дамские платья «а la Фрейшюц». Через полтора года после первой берлинской постановки Гейне писал из Берлина, что билет на «Фрейшюца» достать всё ещё трудно, и в комических тонах описывал, как с утра до поздней ночи его преследует мелодия хора подружек из «Фрейшюца». Утром её насвистывают школьники, проходящие мимо его окон, через час встаёт дочь хозяйки со своим «Девичьим венком»,затем цирюльник, поднимаясь по лестнице, поёт «Девичий венок», молодая прачка проходит с «миртой и лавандой»; в доме, куда он отправился с визитом его встречает красавица за фортепиано с той же песней, в ресторане мелодия преподносится в виде десерта певцом; там калека играет её на шарманке, здесь пилит её на скрипке слепой; но настоящей ужас начинается вечером: тут и свистят, и воют, и пищат, и гогочут – всё ту же мелодию.
Исключительная известность «Волшебного стрелка», так же как массовое распространение его мелодий, объясняется народностью этого произведения, тем, что в нём Вебер реалистично и ярко отобразил черты жизни и быта, верований и характеров немецкого народа.
Последние годы жизни. «Эврианта» и «Оберон». В 1822 году к Веберу обратился Ф.Барбайя – импресарио Россини и в т же время антрепренер венского придворного театра – с предложением написать большую оперу. Вебер написал для Вены «Эврианту». Он сочинил её по типу большой оперы. Для немецкого оперного театра, культивировавшего почти исключительно национальную форму зингшпиля, «Эврианта» была новым жанром. Поставленная осенью 1823 года в Вене, «Эврианта» вызвала восторг среди некоторых приверженцев национальной оперы, но широкого признания не получила. Холодный приём, оказанный «Эврианте», подействовал удручающе на композитора. Тяжёлое душевное состояние усугублялось физическим недомоганием.
«Оберона» Вебер писал по заказу из Лондона, для одного из крупнейших лондонских театров – Ковент-Гарден. Сочинение «Оберона» протекало с большим трудом, в напряжении последних сил; Вебер ясно понимал близость смерти, и его страшила участь семьи, могущей остаться без средств к существованию. Забота о близких заставила Вебера решиться на тяжёлую поездку в Лондон, где ему предстояло руководить всей подготовкой и постановкой новой оперы.
Зимой 1826 года Вебер выехал в Лондон, Чрезвычайная перегрузка и напряжённость жизни в Лондоне ускорили развязку, и 5 июня 1826 года Вебер умер от чахотки в возрасте сорока лет.
Только через 15 лет образовался в Германии комитет для организации перенесения праха Вебера на родину, и в 1844 году его останки были погребены в Дрездене.