Демонстрационные препараты

1. Спинномозговой узел (импрегнация серебром по Рамон-Кахалю).

2. Спинной мозг (поперечный разрез, увеличение лупное).

3. Спинной мозг (вещество Ниссля, окраска толуидиновым синим).

4. Кора больших полушарий (окраска гематоксилином-эозином).

5. Мозжечок (импрегнация серебром по Гольджи).

6. Вегетативный узел (импрегнация серебром).

        

Подведение итогов занятия

Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотогра­фиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня знаний. Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.

 

 

Тема: «СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА»

 

         Сердце и сосуды в организме человека и животных выполняют множество жизненно важных функций (транспортно-циркуляторную, интегрирующую,  барьерную, метаболическую, депонирующую и др.), участвуя тем самым в поддержании состояния гомеостаза в нём. Нарушения строения стенок сердца или сосудов, как патогенетическая основа многих его заболеваний, представляют собой основную проблему современной медицины. Поэтому знания нормального строения органов сердечно-сосудистой системы необходимы студентам во время обучения не только на кафедрах нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, но и на кафедрах терапевтического и хирургического профиля.

 

Основные вопросы темы

1. Источники эмбрионального развития сердца и сосудов.

2. Характеристика и строение  эндотелия кровеносных сосудов и сердца.

3. Морфофункциональная характеристика сердца как органа, его строение.

4. Эндокард и  клапаны сердца, их строение, значение.

5. Миокард, его структурная организация и функции.

6. Проводящая система сердца, основные принципы её организации и функционирования. Типы проводящих миоцитов.

7. Проводящая система сердца человека. Морфологические особенности проводящих кардиомиоцитов, по сравнению с сократительными («рабочими»).

8. Эпикард, перикард, их гистологическое строение, значение.

9. Морфологическая и функциональная классификации кровеносных сосудов.

10.  Классификации артериальных и венозных кровеносных сосудов.

11.  Общий принцип строения сосудистой стенки.

12.  Строение стенок артерий мышечного и мышечно-эластического типов.

13.  Особенности строения стенки артерий эластического типа, значение.

14.  Микроциркуляторное русло, его состав, строение, значение.

15.  Особенности строения стенки артериолы, её значение.

16.  Строение стенки кровеносного капилляра. Типы капилляров, органные

 особенности их строения.

17.  Морфологические особенности стенок венозных отделов кровеносных капилляров и посткапилляров.

18.  Понятие о гистогематическом барьере.

19.  Особенности строения стенок различных типов венул, их значение.

20.  Артериоло-венулярные анастомозы, классификация, строение, значение.

21.  Строение вен безмышечного типа, их локализация.

22.  Особенности строения стенки вен мышечного типа.

23.  Строение клапанов вен и их значение.

24.  Строение стенки нижней полой вены.

25.  Морфофункциональная характеристика лимфатической системы.

26.  Строение стенки лимфатического сосуда. Понятие о лимфангионе.

27.  Особенности строения стенки лимфатического капилляра, значение.

28.  Морфофункциональные особенности эндотелия лимфатических капилляров.

29.  Возрастные изменения стенок кровеносных сосудов.

30.  Регенерация сердца и сосудов.

Цель занятия

   

    В конце занятия студент должен уметь.

1. Дифференцировать в микропрепаратах артерии и вены, сосуды микроциркуляторного русла.

2. Дифференцировать различные сосуды микроциркуляторного русла.

3. Дифференцировать тканевые элементы стенки артерий мышечного и эластического типов.

4. Дифференцировать тканевые элементы стенки вены мышечного типа.

5. Дифференцировать тканевые элементы стенки сердца.

6. Объяснить гистологическое строение всех оболочек стенки сердца.

7. Объяснить особенности строения и функционирования проводящих 

кардиомиоцитов в различных отделах проводящей системы сердца.

8. Схематически зарисовать изучаемые препараты.

    

Необходимый уровень знаний

 

Студенты должны отвечать на основные вопросы данной темы методических указаний и на тестовые вопросы первого уровня знаний.

Контроль исходного уровня знаний осуществляется пись­менной работой или в процессе устного разбора и коррекции изучаемого материала.

Самостоятельная работа студентов

Вид работы: изучение гистологических препаратов – «артериолы, венулы и капилляры (твёрдая мозговая оболочка)», «артерия мышечного типа», «аорта (артерия эластического типа)», «нижняя полая вена», «эндокард и миокард»; демонстрационных препаратов и электронных микрофотографий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: