1. Дно желудка. Клетки фундальных желез.
2. Гликопротеиды в мукоцитах покровного и железистого эпителия желудка.
3. Аргентофильные клетки (эндокриноциты) в эпителии кишечника.
4. Инъекция гемокапилляров ворсинок тонкой кишки.
5. Клетки с ацидофильными гранулами в криптах тонкой кишки.
6. Гликопротеиды в слизистых клетках толстой кишки.
7. Межмышечное нервное сплетение в стенке тонкой кишки.
8. Дно желудка новорожденного.
Подведение итогов занятия (контроль)
Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотографиям, решение контрольно-обучающих задач и тестовый контроль второго уровня.
Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.
Е занятие
Большие пищеварительные железы
Знание гистологического строения и морфофункциональных характеристик желез пищеварительной системы необходимо при изучении биохимии, нормальной и патологической физиологии, фармакологии, патологической анатомии, а также гастроэнтерологии, эндокринологии, абдоминальной хирургии, трансплантологии. Особое значение имеют объективные представления о способностях этих органов к регенерации после повреждающего воздействия.
|
|
Основные вопросы темы
1. Общий план строения поджелудочной железы. Морфофункциональная характеристика экзокринного и эндокринного отделов.
2. Гистологическое строение экзокринного отдела поджелудочной железы.
3. Цитофизиологическая характеристика ациноцита.
4. Особенности строения и функции внутридольковых выводных протоков.
5. Особенности строения и функции междольковых выводных протоков.
6. Строение и значение эндокриноцитов, обнаруживаемых в эпителиальной выстилке протоков поджелудочной железы.
7. Гистологическое строение эндокринного отдела поджелудочной железы.
8. Клеточный состав и гистотопография островкового эндокринного отдела поджелудочной железы.
9. Строения,значение клеток гастроэнтеропанкреатической системы (ГЭПЭС).
10. Общий план строения печени. Морфофункциональная характеристика печени как органа, выполняющего экзокринные и эндокринные функции.
11. Особенности кровоснабжения печени: приносящие, обменные и выносящие сосуды печени.
12. «Триада» печени, её состав, локализация.
13. Строение классической печеночной дольки как морфофункциональной еди- ницы печени.
14. Морфофункциональная характеристика гепатоцитов, особенности их строения и интегративных взаимоотношений.
15. Особенности строения внутридольковых кровеносных капилляров печени. Особенности строения и значение выстилающих их клеток.
|
|
16. Морфологическая характеристика перисинусоидального пространства Диссе и обнаруживаемых в нем жиронакапливающих клеток (клеток Ито) и ямочных клеток (Pit-cells или NK-лимфоцитов).
17. Значение перисинусоидального пространства (Диссе). Понятие о печени как эндокринном органе и экзокринной железе.
18. Представления о портальных дольках и печеночных ацинусах как структурно-функциональных единицах печени.
19. Строение и значение жёлчных капилляров (канальцев) и холангиол.
20. Расположение и строение стенок желчевыводящих путей.
21. Жёлчный пузырь. Строение его стенки, значение.
22. Строение серозной оболочки (брюшины).
23. Биологические особенности мезотелия брюшины.
Цель занятия
В конце занятия студент должен уметь:
1. Диагностировать все гистологические препараты, изученные на лабораторном занятии.
2. Идентифицировать в гистологических микропрепаратах экзо- и эндокринные отделы поджелудочной железы.
3. Дифференцировать в препаратах образующие орган тканевые элементы.
4. Объяснить строение классических печеночных долек, печеночных пластин, печеночных ацинусов и портальных долек.
5. Дифференцировать микропрепараты печени человека и свиньи.
6. Схематически зарисовать изучаемые органы.
Необходимый уровень знаний
Студенты должны отвечать на основные вопросы данной темы методических указаний и на тестовые вопросы первого уровня знаний.
Контроль исходного уровня знаний осуществляется письменной работой или в процессе устного разбора и коррекции изучаемого материала.
Самостоятельная работа студентов
Вид работы: изучение гистологических препаратов: «поджелудочная железа», «печень свиньи», «печень человека», «жёлчный пузырь»; демонстрационных препаратов и электронных микрофотографий.