1. РНК в ацинозных клетках экзокринного отдела поджелудочной железы.
2. Клетки островка поджелудочной железы.
3. Инъекция сосудов печени.
4. Накопление краски в клетках Купфера.
5. Жёлчные капилляры.
6. Печень новорожденного
Подведение итогов занятия (контроль)
Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотографиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня.
Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.
Тема: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА».
Целесообразность знаний гистологического строения органов дыхания у человека обусловлена, прежде всего, несомненной значимостью для его организма: а/ изменений, происходящих с вдыхаемым воздухом при перемещении его по воздухоносным путям (очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, анализ пахучих веществ), б/ процесса газообмена в легких. Известны и различные не дыхательные функции легких, обеспечивающие поддержание гомеостаза в организме. Знания строения органов дыхания, прежде всего, нужны студентам и будущим врачам при изучении физиологии дыхательной системы, а также для понимания сущности патологии её органов (на кафедрах патологической анатомии и физиологии). Знания основ строения органов дыхательной системы необходимы врачам любого профиля - от акушеров до геронтологов, включая и врачей спортивной медицины.
|
|
Основные вопросы темы
1. Морфофункциональная характеристика дыхательной системы.
2. Нереспираторные функции легких.
3. Эмбриональные источники развития органов дыхания.
4. Понятия о воздухоносных путях и о респираторном отделе.
5. Внелегочные воздухоносные пути. Основной принцип строения и тканевой состав оболочек, образующих их стенку.
6. Слизистая оболочка, её строение в стенках воздухоносных путей. Основные компоненты слизи, её свойства.
7. Строение слизистой оболочки носовой полости и придаточных полостей.
8. Строение стенки гортани.
9. Строение и значение истинных и ложных голосовых связок.
10. Гистологическое строение стенки трахеи.
11. Цитофункциональная характеристика различных типов эпителиоцитов слизистой оболочки воздухоносных путей.
12. Внутрилегочные воздухоносные пути: особенности строения их стенок в зависимости от калибра бронхов.
13. Структурные изменения в стенках бронхов по мере уменьшения калибра.
14. Особенности гистологического строения стенок бронхов малого калибра и терминальных бронхиол.
15. Морфологическая характеристика стромы легкого.
16. Респираторный отдел. Понятие об ацинусе как морфофункциональной единице респираторного отдела легкого.
|
|
17. Гистологическое строение стенки альвеолы. Типы выстилающих её пневмоцитов, их цитофункциональная характеристика.
18. Макрофаги легкого, их происхождение, разновидности и функции.
19. Сурфактант, структурно-химическая организация, функции.
20. Аэро-гематический барьер, структура и значение.
21. Понятие о сурфактантной системе легкого.
22. Структурные механизмы защиты органов и отделов дыхательной системы.
23. Особенности кровоснабжения легких.
24. Иннервация органов дыхания.
25. Морфофункциональная характеристика плевры.
26. Возрастная гистология органов дыхания.
Цель занятия
В конце занятия студент должен уметь:
1. Идентифицировать изучаемые гистологические микропрепараты.
2. Дифференцировать детали строения микропрепаратов трахеи и легкого.
3. Объяснить особенности строения и значение сурфактанта.
4. Объяснить структурную организацию аэрогематического барьера.
5. Схематически зарисовать изучаемые препараты.
А. Ультраструктурная организация аэро-гематического барьера
Б. Схема аэро-гематического барьера.