Демонстрационные препараты

1. РНК в ацинозных клетках экзокринного отдела поджелудочной железы.

2. Клетки островка поджелудочной железы.

3. Инъекция сосудов печени.

4. Накопление краски в клетках Купфера.

5. Жёлчные капилляры.

6. Печень новорожденного

Подведение итогов занятия (контроль)

    Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотографиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня.

    Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.

Тема: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА».

Целесообразность знаний гистологического строения органов дыхания у человека обусловлена, прежде всего, несомненной значимостью для его организма: а/ изменений, происходящих с вдыхаемым воздухом при перемещении его по воздухоносным путям (очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, анализ пахучих веществ), б/ процесса газообмена в легких. Известны и различные не дыхательные функции легких, обеспечивающие поддержание гомеостаза в организме. Знания строения органов дыхания, прежде всего, нужны студентам и будущим врачам при  изучении физиологии дыхательной системы, а также для понимания сущности патологии её органов (на кафедрах патологической анатомии и физиологии). Знания основ строения органов дыхательной системы необходимы врачам любого профиля - от акушеров до геронтологов, включая и  врачей спортивной медицины.

Основные вопросы темы

1. Морфофункциональная характеристика дыхательной системы.

2. Нереспираторные функции легких.

3. Эмбриональные источники развития органов дыхания.

4. Понятия о воздухоносных путях и о респираторном отделе.

5. Внелегочные воздухоносные пути. Основной принцип строения и тканевой состав оболочек, образующих их стенку.

6. Слизистая оболочка, её строение в стенках воздухоносных путей. Основные  компоненты слизи, её свойства.

7. Строение слизистой оболочки носовой полости и придаточных полостей.

8. Строение стенки гортани.

9. Строение и значение истинных и ложных голосовых связок.

10.  Гистологическое строение стенки трахеи.

11.  Цитофункциональная характеристика различных типов эпителиоцитов слизистой оболочки воздухоносных путей.

12.  Внутрилегочные воздухоносные пути: особенности строения их стенок в зависимости от калибра бронхов.

13.  Структурные изменения  в стенках бронхов по мере уменьшения калибра.

14.  Особенности гистологического строения стенок бронхов малого калибра и терминальных бронхиол.

15.  Морфологическая характеристика стромы легкого.

16.  Респираторный отдел. Понятие об ацинусе как морфофункциональной единице респираторного отдела легкого.

17.  Гистологическое строение стенки альвеолы. Типы выстилающих её пневмоцитов, их цитофункциональная характеристика.

18.  Макрофаги легкого, их происхождение, разновидности и функции.

19.  Сурфактант, структурно-химическая организация, функции.

20.  Аэро-гематический барьер, структура и значение.

21.  Понятие о сурфактантной системе легкого.

22.  Структурные механизмы защиты органов и отделов дыхательной системы.

23.  Особенности кровоснабжения легких.

24.  Иннервация органов дыхания.

25.  Морфофункциональная характеристика плевры.

26.  Возрастная гистология органов дыхания.

Цель занятия

 

В конце занятия студент должен уметь:

1. Идентифицировать изучаемые гистологические микропрепараты.

2. Дифференцировать детали строения микропрепаратов трахеи и легкого.

3. Объяснить особенности строения и значение сурфактанта.

4. Объяснить структурную организацию аэрогематического барьера. 

5. Схематически зарисовать изучаемые препараты.

 


А. Ультраструктурная организация аэро-гематического барьера

 


Б. Схема аэро-гематического барьера.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: