Демонстрационные препараты

 

1. Гортань. Продольный срез.

2. Легкое. Инъекция кровеносных сосудов тушью,

3. Легкое новорожденного.

4. Легкое. Импрегнация серебром.

5. Легкое.

Подведение итогов занятия (контроль)

 

Опрос по микропрепаратам и электронным микрофотографиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня знаний.

Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.

 

Тема: «СИСТЕМА ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ».

Нормальное протекание метаболических процессов в организме человека, стабильное функционирование в нем клеток, тканей и органов возможно только в условиях поддержания постоянства физико-химических констант его внутренней среды (гомеостазиса). Последний обеспечивается, в основном, органами выделительной системы, среди которых различают парный орган – почку и внепочечные мочевыводящие пути. Почки, фильтруя плазму крови, в которую постоянно выделяют продукты метаболизма все клетки организма, очищают организм от конечных продуктов обмена и способствуют сохранению физиологического водно-электролитного и кислотно-щелочного баланса. Установлено, что помимо функции мочеобразования, почки синтезируют целый ряд биологически активных соединений (ренин, эритропоэтин, простагландины и др.), имеющих важное значение для обще метаболических процессов организма.

Знание гистологического строения почек необходимо для понимания их нормального функционирования во время обучения на кафедре физиологии; а также сути морфофункциональных нарушений при изучении данной темы на кафедрах патологической физиологии и патологической анатомии, терапии, хирургии, урологии.

 

                                        Основные вопросы темы

1. Стадии эмбриогенеза почки.      

2. Источники развития канальцев нефрона и мочевыводящих путей.

3. Тканевый состав паренхимы и стромы почки, общий принцип её строения.

4.  Понятие о нефроне как  морфофункциональной  единице почки.

5. Типы нефронов, локализация, структурные и функциональные особенности.

6. Типы канальцев нефрона, особенности их строения и функции.

7. Этапы мочеобразования и участие в нём отделов нефронов.

8. Строение и функции почечного тельца.

9. Морфофункциональная характеристика тканевых элементов фильтрационного барьера.

10.  Механизм образования первичной мочи.

11.  Морфофункциональная характеристика мезангиальных клеток.

12.  Гистологическое строение коркового и мозгового вещества почки.

13.  Гистологическое строение и значение стенок собирательных трубочек и почечных чашечек.

14.  Строения и значение интерстициальных клеток мозгового вещества почки.

15.  Современные представления о противоточно-множительной системе почки.

16.  Юкстагломерулярный аппарат почки, морфофункциональная характеристика образующих его клеток.

17.  Эндокринная функция почки.

18.  Кровоснабжение почки. Морфофункциональные особенности сосудов микроциркуляторного русла.

19.  Характеристика юкстамедулярных нефронов, особенности кровоснабжения.

20.  Возрастные изменения в  строения почек, реактивность и регенерация.

21.  Общий план строения стенок мочевыводящих путей.

22.  Общая характеристика переходного эпителия мочевыводящих путей.

23.  Трансплантация почек.

 

Цель занятия

В конце занятия студент должен уметь:

1. Дифференцировать в микропрепаратах почки различные отделы нефрона.

2. Дифференцировать в препаратах почки корковое и мозговое вещество и обра-

 зующие их структурные элементы.

3. Демонстрировать в микропрепарате почки наличие «плотного пятна» в дистальном отделе нефрона, объ­яснять его   строение и значение.

4. Объяснить значение различных отделов нефрона, исходя из особенностей их гистологического строения.

5. Объяснить морфофункциональные особенности корковых и юкстамеду-  

лярных нефронов.

6. Дифференцировать в микропрепаратах стенок мочевыводящих органов образующие их оболочки и тканевой состав.

7. Схематически зарисовать изученные препараты.

Необходимый уровень знаний

Студенты должны отвечать на основные вопросы данной темы методических указаний и на тестовые вопросы первого уровня знаний.

Контроль исходного уровня знаний осуществляется пись­менной работой или в процессе устного разбора и коррекции изучаемого материала.

 

Самостоятельная работа студентов

Вид работы: изучение микропрепаратов - «почка», «мочевой пузырь», «мочеточник»; демонстрационных препаратов, электронных микрофотогра­фий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: