Демонстрационные препараты

1. Яичник новорожденного.

2. Матка новорожденного.

 3.  Плацента человека (плодная часть).

 

Подведение итогов занятия (контроль)

Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотографиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня знаний.

Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.

Тема: «ЭМБРИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

В программе по гистологии для медицинских ВУЗов России сравнительной эмбриологии позвоночных и человека отведено до 10-12% общей учебной нагрузки. В процессе её реализации у студентов должны сформироваться фундаментальные представления об (о): эволюции эмбрионального развития позвоночных; критических периодах развития человека и его органных систем; факторах внешней и внутренней среды, влияющих на эмбриогенез; эмбриональном гистогенезе и органогенезе; механизмах компенсации нарушенных функций; регенерации и пр.

Частично закономерности органогенеза человека рассматриваются в курсах биологии, нормальной анатомии, а также некоторых клинических дисциплин. Знания особенностей эмбриогенеза человека необходимы врачам-педиатрам и врачам общего профиля, акушерам-гинекологам, патологоанатомам и др.

Основные вопросы темы

1. Периодизация развития человека и животных. Представление о биологических процессах, лежащих в основе развития зародыша: детерминации, пролиферации, миграции и интеграции клеток, роста, дифференцировки, апоптоза.

2. Особенности эмбрионального развития человека. Критические периоды в развитии. Нарушение процессов детерминации как причина аномалий и уродств.

3. Прогенез. Особенности структуры половых клеток.

4. Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения, особенности и хронология процесса.

5. Период зиготы, продолжительность, морфобиохимическая характеристика.

6. Первая неделя эмбрионального развития человека. Общая характеристика происходящих в течение её процессов (периодов) дробления с образованием морулы и  бластоцисты.

7. Дробление. Морфогенетическая сущность и специфика процесса дробления у человека, хронология процесса.

8. Имплантация бластоцисты у человека, её тип, хронология процесса. Гистологическое строение стенки матки в этот период. Понятие о гистиотрофном питании.  

9. Вторая неделя эмбрионального развития человека. Общая характеристика происходящих в её течение процессов (период гаструляции – 1-я фаза).

10.  Гаструляция. Морфогенетическая сущность и специфика гаструляции у человека, хронология процесса.

11.  Образование внезародышевой мезенхимы и внезародышевых органов.

12.  Характеристика морфогенетических процессов в конце 2-й недели                 эмбриогенеза человека (начало 2-й фазы гаструляции).

13.  Строение зародыша человека 14 суток внутриутробного развития.

14.  Третья неделя внутриутробного развития человека. Общая характеристика происходящих  процессов (продолжение 2-й фазы гаструляции).

15.  Характеристика морфогенетических процессов образования и дифференцировки зародышевой мезодермы, их хронология.

16.  Морфогенез аллантоиса, его значение.

17.  Морфогенетические аспекты процесса нейруляции. Рост головного отростка, образование хорды.

18.  Образование туловищной складки, её значение.

19.  Образование третичных ворсин хориона. Гемотрофный тип питания.

20.  Формирование первичных кровеносных сосудов и первичных клеток крови в мезодерме желточного мешка, соединительной ножки. Образование первых кровеносных сосудов в мезодерме зародыша. Ранний кардиогенез.

21.  Четвертая неделя внутриутробного развития человека. Изменение формы зародыша. Морфологическая характеристика  процессов нейруляции и сегментации мезодермы. Эмбриональные органогенезы.

22.  Понятие об осевом комплексе зачатков органов.

23.  Внезародышевые органы. Плацента, формирование, особенности организации материнского и фетального компонентов на протяжении беременности.

24.  Функции плаценты.

25. Амнион, его гистологическое строение и значение.

26. Пуповина, её образование, гистологическое строение, значение.

27. Система «мать-плацента-плод» и факторы, влияющие на её морфологические и функциональные параметры.

28. Особенности организма новорожденного. Общая характеристика и периодизация постнатального развития.

29. Факторы, влияющие на развитие: генетические, материнские, внешние (радиация, алкоголь, курение, инфекция, химические и лекарственные вещества, пестициды и др.

 

Цель занятия

 

    В конце занятия студент должен уметь:

1. Объяснить основные морфогенетические события, происходящие на  

каждом из этапов эмбрионального, зародышевого, плодного периодов

внутриутробного развития человека.

2. Дифференцировать все составляющие осевого комплекса зачатков 

    органов позвоночных (на микропрепарате 2-х дневного зародыша курицы).

3. Дифференцировать составляющие отделы зародышевой мезодермы.

4. Обосновать и объяснить сущность сформировавшихся представлений 

        о каждом  критическом периоде развития в онтогенезе человека.

5. Объяснить последовательность морфогенетических событий, происходящих

в течение первых 8-ми  недель эмбрионального и зародышевого  периода   развития человека.

6. Объяснить особенности процессов гисто- и органогенезов в раннем  

     постнатальном периоде развития человека.

7.  Схематически зарисовывать изученные препараты.

Необходимый уровень знаний

Студенты должны отвечать на основные вопросы данной темы методических указаний и на тестовые вопросы первого уровня знаний.

Контроль исходного уровня знаний осуществляется письменной работой или в процессе устного разбора и коррекции изучаемого материала.

Самостоятельная работа студентов

Виды работы: Изучение гистологического препарата «плацента»; анализ схематических рисунков развивающихся эмбрионов и зародышей человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: