Тема. 3. 2. Русский язык как учебный предмет в начальных классах

 

Цели: определить основные характеристики русского языка как учебного предмета в начальной школе, познакомить с основными УМК по русскому языку

Задачи: охарактеризовать цели, задачи, содержание, методы обучения русскому языку, результаты образования; познакомить с составом УМК по русскому языку, охарактеризовать учебники действующие учебники по русскому языку для начальной школы.     

 

ПЛАН

1. Особенность  учебного предмета «Русский язык» в начальной школе. 

2. Цели, задачи, структура и содержание русского языка как учебного предмета.

3. Результаты обучения русскому языку.

1.

Что такое учебный предмет?

В большинстве случаев под учебным предметом понимается та или иная научная дисциплина, приспособленная к возрастным возможностям детей.

Русский язык как учебный предмет не отвечает в полной мере этим требованиям.

На уроках русского языка дети усваивают не только сведения из лингвистики, но учатся, читать, писать, совершенствуют навык говорения.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. В начальном обучении он занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школь. Успехи в обучении русскому языку во многом определяют качество подготовки по другим предметам.  

Правильно поставленное обучение русскому языку позволяет осуществлять комплексное, всестороннее развитие личности.

Основные характеристики русского языка как учебного предмета определяются в учебных программах, которые составляются каждым учителем с учетом требований федерального стандарта. Для составителей учебных программ выпускаются примерные программы, которые задают ориентиры разработки рабочих программ.

2.

В примерной программе указаны две основные цели обучения русскому языку.  

Познавательная: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель направлена на формирование коммуникативной компетенции учащихся, т. е. развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

· развитие речи, мышление, воображения;

· освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

· овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

· воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В структуре начального курса «Русский язык» 2 этапа:

Первый этап – обучение грамоте (начальный этап языкового и литературного образования). Главная задача – научить детей элементарному чтению и письму. Но при обучении грамоте у детей формируются элементарные понятия о слове, предложении, слоге, звуках, буквах. Начинается орфографическая подготовка, осуществляется речевое развитие детей.

После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.  

В систематическом курсе русского языка выделяются три содержательные области. Назовём их:

– основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

– орфография и пунктуация,

– развитие речи.  

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», он нацеливает обучающих на совершенствование разных видов речевой деятельности при обучении русскому языку.

В каждой из этих областей программа определяет, какие предметные знания и умения должен освоить ученик.

В современных программах усилен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения (12, с.6). Например, рассмотрим характеристику содержания раздела «Графика». Оно в программе описано так: «Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости. Использование на письме Ь и Ъ. …». Как видим, весь этот перечень выстроен на языке умений, действий, способов действий, что еще раз подчеркивает деятельностную направленность всего процесса обучения в начальной школе на современном этапе.

Как должен быть организован процесс обучения, чтобы дети освоили программное содержание?

На эти вопросы помогают ответить требования, изложенные в федеральном стандарте. Новые знания ученики должны добывать в активной самостоятельной работе. Ведущими методами их получения являются поисковые методы: проблемно-поисковые, исследовательские. На уроках должна быть широко представлена групповая и парная формы работы учащихся, учитель должен активно привлекать современные информационно-компьютерные технологии, уметь планировать индивидуальную работу детей, широко привлекать дифференцированный подход.  

Поскольку русский язык является комплексным учебным предметом, включает разные содержательные области, то для каждого аспекта содержания выделяются свои специфические методы обучения: звуковой аналитико-синтетический метод для организации обучения грамоте; метод наблюдений над языком при изучении теории языка; метод практических упражнений для формирования грамматических и орфографических умений; имитативный (подражательный) и творческий методы в обучении речи.       

Обучение русскому языку, как и любому предмету в начальной школе, направлено на достижение трех видов результатов: личностных, метапредметных, предметных результатов.

К личностным результатам отнесем наличие у ребенка ценностного отношения к родному языку, к правильной и выразительной речи, к текстам, созданным на родном языке.

К метапредметным: наличие учебной мотивации, учебной самостоятельности, умений организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, принимать, сохранять и ставить цели учебной работы. На уроках русского языка формируются общеучебные и логические умения.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский язык» должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:

1) сформированность первоначального представления о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации. Осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

2) сформированность понимания роли языка как основного средства человеческого общения. Осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации. Понимание роли русского языка как языка межнационального общения;

3) сформированность умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении высказываний в устной и письменной формах;

4) владение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах русского литературного языка: аудирование (слушание), говорение,  чтение, письмо.

5) сформированность первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: