Тема 1. 3. Образовательные программы и учебные пособия по русскому языку для начальной школы

 

ПЛАН

1. Общая характеристика современных УМК по русскому языку.

2. Характеристика УМК, вошедший в Федеральный перечень учебников 1917-1918 учебный год.

1.

Обучение русскому языку как учебному предмету на современном этапе осуществляется по учебно-методическому комплексу (УМК).

Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

В УМК входят:

примерные программы по предмету;

учебники (на бумажных и электронных носителях);

методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков);

рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое);

справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).

словари;

книги для дополнительного чтения и др.  

В современных программах и учебниках по русскому языку нашли отражение лучшие традиции в создании программ и учебников, а также ряд современных подходов.

Традиционный подход находит выражение в реализации предметного ядра курсов, сохраняя его связь с наукой, системность изучаемых знаний, направленность на формирование предметных умений и навыков.

Системно-деятельностный подход определяет деятельностный характер содержания, процесса его освоение и результатов обучения.  

Деятельностный характер содержания предполагает приоритет

а) не описательных знаний, а знаний о том, как действовать (алгоритмы, предписания, схемы разбора и т.п.);

б) акцент на формировании умений предметного и метапредметного характера, на формировании учебной деятельности, универсальных учебных действий.

Деятельностный подход к процессу получения знаний заключается в том, чтобы дети не получали готовых знаний, а добывали их в ходе выполнения учебной деятельности: участвовали в постановке учебной задачи, осуществляли самостоятельное (под руководством учителя) её решение, осуществляли контроль и оценку полученных результатов усвоения.   

Деятельностный подход предполагает, что главным результатом обучения любому предмету, в том числе и русскому языку, должны стать универсальные и предметные учебные действия, умения.

Одна из особенностей современных учебников выражается в их направленности на реализацию компетентностного подхода. На материале предметов филологического цикла формируется коммуникативная и читательская компетенции.

Современные программы и учебники реализуют личностно-ориентированный подход, который направлен на формирование индивидуальности ребенка, на создание условий, способствующих её развитию. Этот подход дает возможность выбора, движения в изучаемом материале по индивидуальному маршруту. Это реализуется в представлении изучаемого материала на разных уровнях глубины, в возможности у ребенка выбирать соответствующий ему уровень сложности.

Общая характеристика структуры примерных программ.

Примерная программа включает три раздела:

Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;

Основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Тематическое планирование в трех вариантах.

Планируемые результаты освоения программ начального образования по русскому языку (подробно по каждому разделу курса). 

В последние десятилетия в педагогической науке и практике появилось новое понятие – учебно-методический комплект (УМК).

Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

В УМК входят:

примерные авторские программы по предмету;

учебники (на бумажных и электронных носителях);

методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков);

рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое);

справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).

словари;

книги для дополнительного чтения и др.  

Каждый УМК разрабатывается большим авторским коллективом ученых, методистов, педагогов-практиков. Основу УМК по русскому языку составляет учебники: букварь, азбука (к ним прилагаются прописи) для обучения грамоте и учебник по русскому языку.

В настоящее время Министерством образования РФ для начальной школы рекомендовано несколько учебников по русскому языку.

1. УМК «Школа России»

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. Азбука // http://uchebniki-chitat.ru/

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1-4 части. М.: Просвещение.

Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык (1 – 4 классы) // http://uchebniki-chitat.ru/

Главная концептуальная идея комплекса: Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы. Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование.

Цели обучения русскому языку: духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи. Основные особенности построения программы: изучение языка в единстве всех его сторон (фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса), постепенное нарастание трудностей в предъявлении учебного материала, постоянный возврат к уже изученному, но на новой основе (принцип концентризма), проблемно-поисковый подход в организации обучения, развитие творческих способностей ребенка, ежедневная работа над обогащением его речевой практики.

УМК «Школа 21 века»

Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. – М.: Вентана-Граф.

Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Прописи 1 класс. В 3-х ч. Рабочая тетрадь. (№ 1, № 2, № 3). – М.: Вентана-Граф.

Иванов С. В., Евдокимова А.О., Кузнецова М. И. и др. Русский язык. 1 – 4 классы. 4. – М.: Вентана-Граф.

УМК по русскому языку отвечает основополагающим принципах.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования

УМК «Гармония»

Соловейчик М.С, Бетенькова Н.М., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь. В 2-х ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. 

Кузьменко Н. С., Бетенькова Н.М. Прописи «Хочу хорошо писать». В 4-х ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. 

Соловейчик М.С, Кузьменко Н. С. Русский язык Учебник для 1 – 4 классов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век.

О.В. Кубасова. Литературное чтение. Мои любимые страницы.

Особенности комплекса: преодоление объективно сложившегося в конце ХХ начале ХХI вв. противоречия между традиционной и развивающей системами в начальном образовании на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению педагогических и методических проблем; воплощение основных направлений модернизации школьного образования; обеспечение условий для формирования у младших школьников основ учебной деятельности.

Общая характеристика УМК по русскому языку: цель обучения – осознание ребенком себя как языковой личности и формирование у него на этой основе уважения к языку и себе как его носителю. Осуществление коммуникативного подхода в изучении языка; обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития орфографической зоркости и орфографического самоконтроля; расширение круга сведений о способах выполнения языковых и речевых действий; введение в программу сведений по культуре речи; развитие речи детей путем знакомства их с конкретными стилями и жанрами (записки, письма, поздравления, загадки, дневниковые записи, воспоминания, словесные зарисовки и др.); тщательный отбор и проработка дидактического материала в учебниках. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: