Культура и образование: культурологический подход 3 страница

В общей картине А. к. можно выделить пять субкуль­тур. Первая — метаконфуцианская, включающая куль­туры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и стран Восточной и Юго-Восточной Азии с преобладающим в них китайским населени­ем (прежде всего Гонконг и Сингапур). Для стран с метаконфуцианской культурой типичны крепкие «ячееч­ные» группообразования, идеология государственного централизма, ориентированные на экономические достижения системы ценно­стей. Вторую субкультуру образуют культуры народов, исповедующих теравада-буддизм — тайская, лаосская, бирманская, кхмерская, сингальская. В них образ жиз­ни и поведение человека формировались под влиянием господствующих в этих районах производств, структур, характеризуемых в литературе обыкновенно как «рыхлые». Эти структуры определяли достаточно индивидуализированное поведение личности и требовали наличия сильной государственной власти. Третий тип азиатских субкультур — индуистский. К нему относятся различные, но в то же время связанные в еди­ное целое локальные культуры Индостана. Его характе­ризует организация повседневной жизни на основе тонкой системы и правил кастовых отношений, проникших глубоко и в религиозное сознание. Индуистская субкультура делает упор на групповые ориентации, реализуемые в семейных или внутрикастовых структурах. В четвертом типе — исламском — сильно влияние местных доис­ламских традиций. Веггель выделяет в этом типе две подгруппы: малайско-исламскую — Бруней, Индоне­зия, Малайзия, Южные Филиппины, частично Сингапур и индо-исламскую — Бангладеш, Пакистан, Мальдивы. Пятый тип азиатских субкультур — католический, включа­ющий большинство населения Филиппин. Филиппин­ский католицизм испытал на себе сильное влияние дохристианских местных традиций. Психология большой семьи — одна из важнейших характерных черт этого типа суб­культуры  [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.14-16].

 

АКАДЕМИЗМ ─ 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. 3) Направление в изобразительном искусстве 16-19 вв.  [Педагогический энциклопедический словарь. С.12-13].

 

АКАДЕМИЗМ в искусстве (от греч. akademia ─ школа) ─ 1. Бережное отношение к традициям, высокий профессионализм, «иммунитет» к модным, но недолговечным и поверхностным веяниям в искусстве. В то же время А. имеет и свою негативную сторону, нередко оборачиваясь традиционализмом, приводя к канонизации апробированных манер и приемов в художественном творчестве, застойности художественного мышления, порождая салонное, внешне красивое, «приглаженное», но лишенное острого жизненного содержания и духовной наполненности искусство. Художественная культура, высоко ценя и оберегая А. в его позитивном проявлении, создает противовес негативным тенденциям А. в лице примитива, студийных театров, творчества самодеятельных коллективов и других форм, фокусирующих в себе творческий поиск и новаторство. В современной ситуации нарастания эклектизма в искусстве и экспансии массовой культурыА. выявляет свои способности к сохранению и развитию культурной традиции и национального наследия, и в этом его актуальность. 2. Направление в пластических искусствах, оформившееся в европейской культуре со времени Болонской академии братьев Каррачи (1585) и давшее начало двум крупнейшим стилям в искусстве XVII-XVIII вв. ─ классицизму и барокко,а впоследствии формированию и более широких принципов искусства. Болонская школа утверждала характерный для эстетики Возрождения статус профессионального и свободного художника, провозгласила необходимость для художников теоретического и практического владения различными стилями, культивировала проработку художественных идей сначала графически и лишь затем живописно, заложила основу для выработки живописных эталонов. Вместе с тем практика и теоретическая программа Болонской школы создали почву для эпигонстваи эклектизма в пластических искусствах, а также для переоценки технической стороны мастерства в ущерб содержательному поиску и выражению индивидуального своеобразия. Опыт Болонской академии способствовал более широкой организации в XVII-XIX вв. академий «изящных искусств» (танца,драматического искусства, музыки),которые положили начало формированию принципов систематического образования и обучения искусству, передачи накопленного опыта в сфере профессионального мастерства, овладения классическим наследиеми национальными традициями. Некоторые из этих академий преобразовались в театры, консерватории, высшие учебные заведения художественного типа. [Эстетика: Словарь. С.10].

 

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА (Асаdemic freedom) — свобода членов академического сообщества, каждого в отдельности или всех вместе, в стремлении к развитию и передаче зна­ний через исследования, разработки, дис­куссии, документирование, творческую дея­тельность, преподавание, чтение лекций и создание научных работ. Для того, чтобы со­здать условия для возникновения новых знаний и обучения технологиям прошлого и настоящего, правительства обязаны воздерживаться от использования системы образо­вания в качестве инструмента для пропаган­ды. Они также должны обеспечить преподавательскому составу и студентам всех высших учебных заведений условия для авто­номии и свободы преподавания и исследова­тельской деятельности без полицейского или военного надзора или преследований. А.с. включает открытый доступ к информации об общественных делах и делах своего учрежде­ния, возможность обмениваться информаци­ей со своими коллегами в своей стране и за рубежом [Культура и культурология: Словарь. С.40].

АКАДЕМИЯ ─ название многих научных учреждений и учебных заведений. АН — ведущая форма организации научи, деятельности в условиях НТР. Происходит от школы древнегреческого философа Платона - так называемой платоновской академии, которая располагалась в предместье Афин в роще, посвященной мифическому герою Академу. Название А. получают возникающие начиная с XV в. кружки ученых в различных странах Европы, которые развивают бурную научно-исследовательскую, литературную и преподавательскую деятельность. Некоторые из них, получив финансовую поддержку от правительств, стали со временем официальными научными учреждениями. Первые АН возникли как национальные научные центры: в 1660 г.— Королевское общество в Лондоне, в 1666 г.— АН в Париже, 1700 г.— Прусская АН в Берлине, 1724 г.— Петербургская АН и т. д. Они преследовали в основном исследовательские цели (обеспечивали, прежде всего, условия для экспериментальной работы, хотя в ряде случаев брали на себя и функции учебных заведений). Лондонское королевское общество, например, возникло из кружка, проводившего неофициальные научные собрания, в который входили как ученые, так и знатные «любители наук», дававшие взносы для проведения экспериментов. А. начали издавать печатные труды, в которых помещались, в частности, отчеты об изобретениях. Вообще прикладным аспектам науки первоначально уделялось значительное внимание; А. проводили экспертизу технических изобретений. В их составе было много людей, занимающихся практической деятельностью (инженеров, врачей, кораблестроителей и др.). Однако уже в XVIII в. интерес А. к вопросам техники уменьшился. Это было связано с совершенствованием организации науки. Ввиду увеличения фронта исследований. А. сконцентрировали внимание на решении фундаментальных научных проблем. Возникли и новые формы организации научной и педагогической деятельности в области техники ─ инженерные общества, высшие технические школы, инженерные заводские лаборатории, а затем и отраслевые научно-исследовательские институты и конструкторские бюро [Научно-технический прогресс: Словарь / Сост. В.Г.Горохов, В.Ф.Халипов. –М.:Политиздат,1987. С.11-12].

 

Аккредитация — право образовательного учрежде­ния на выдачу своим выпускникам документа государ­ственного образца об образовании, на включение в си­стему центрального государственного финансирования и на пользование гербовой печатью [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. С.452].

АККУЛЬТУРАЦИЯ — процесс изменения матери­альной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных соци­окультурных систем. Термин А. используется для обозна­чения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как «культурный контакт» и «транскультурация».

Понятие А. начало использоваться в американской культур­ной антропологии в конце 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах северо-американских индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значе­нии и обозначало преимущественно процессы ассими­ляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. данный термин прочно закрепился в американской ан­тропологии, а процессы А. стали одной из основных тем эмпирических исследований и теоретического анализа. А. была предме­том полевых исследований Херсковица, М. Мид, Редфилда,М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. Во второй половине 30-х гг. наметился интерес к более систематичному изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования А. Они определяли А. как «сово­купность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих». Было проведе­но аналитическое различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры которой пер­вая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирического исследования культурных изменений в небольших этнических группах вследствие их столкновения с западной индустриальной культурой. Ред­филд, Линтон и Херсковиц выделили три основных типа ре­акции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие (полное замещение старого куль­турного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы); адаптацию (частичное изменение традиционного пат­терна под влиянием культуры донорской группы); реак­цию (полное отторжение культурных паттернов «донор­ской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии). Данная схема анализа оказала благотворное влияние на эмпирические исследования и получила дальнейшую разработку.

В работах Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в результате которых складываются принципиально новые культурные паттерны (исследования синкре­тизма в негритянских культурах Нового Света, в час­тности синкретичных религиозных культов). Линтон и Мали­новский анализировали негативную реакцию «при­митивных культур» на ситуацию контакта с западной ин­дустриальной культурой (Линтон ввел с этой целью понятие «нативистские движения»; Малиновский ис­пользовал термин «трайбализм»). Линтон разработал типологию нативистских движений («Нативистские движения», 1943).

Важное теоретическое значение для исследования А. имела работа Линтона «Аккультурация в семи племенах американских индейцев» (1940), где были выделены два типа условий, в которых может происходить А.: 1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой; 2) направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или по­литическом отношении группа проводит политику насильствен­ной культурной ассимиляции подчиненной группы.

До 50-х гг. изучение А. ограничивалось исследова­нием изменения традиционной культур под воздействием западной цивилизации; начиная с 50-60-х гг. произошло ощути­мое расширение исследовательской перспективы: возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур и таким процессам, как испанизация, японизация, китаизация и т.п., характер­ным для отдельных культурных регионов (Дж. Фостер, Дж. Фелан и др.); методы исследования А. были применены к исследованию процесса урбанизации в сложных обществах (Р. Билз). Если ранее основное внимание акценти­ровалось на влиянии «доминирующей» культуры на «подчиненную», то теперь предметом исследования стало и обратное влияние (например, африканских музыкальных форм на современную западную музыку). Явное или неявное отождествление А. с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию А. как процесса взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.16].

 

АККУМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ (лат. асситиlatio — накопление) выполняет роль человеческой памяти, с ее помощью отбираются и хранятся наиболее важные духовно-культурные ценности общечеловеческого и национального характера. Ю. Лотман справедливо отметил, что культура — одна из форм человеческой памяти, но будучи подчинена законам времени, располагает уникальным механизмом преодолевать его, удерживая в своей сокровищнице множественные элементы прошлого. А. ф. культуры призвана противостоять распаду связи времен [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.372].

 

АКМЕОЛОГИЯ ─(греч. acme ─вершина, цветущая пора, logos ─ учение ) наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития человека до ступени зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, Н.В. Кузьмина). А. изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда, личность и индивидуальность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев и Н.А. Рыбников, предложивший само название «акмеология». В настоящее время в силу гетерохонности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе А. выступает, прежде всего, как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенным при ее создании идеям [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь. С.9].

 

АКРОПОЛЬ (греч. acropolis, от akros – верхний и polis – город) - укрепленная часть города в Древней Греции, расположенная, как правило, на возвышении, над нижним городом; за его стенами всегда находился храм покровительствующего городу божества [Культурология: учебно-методический комплекс. С.35].

 

АКСЕЛЕРАЦИЯ (лат. ассе1егаtio — ускорение) ─ отмечающееся н последние десятилетия ускорение физического развития детей и подростков. А. наблюдается с раннего детства. Так, удвоение массы тела происходит в 4-5 мес. (прежде — в 5-6 мес). Смена молочных зубов постоянными начинается не в (6-7, а в 5-6 лет; раньше наступает половое созревание; окончательных показателей роста достигают к 16-17 голам девушки и к 18-19 юноши (прежде соответственно к 20-22 и 22-25 годам).

Существует ряд гипотез о причинах А. Согласно одной из них, основная причина — улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, появление высококалорийных концентратов для вскармливания грудных детей). Немецкий врач Э. Кох, предложивший (1935) термин «А.», считал, что это явление — следствие более интенсивной инсоляции, которой подвергаются дети в настоящее время. Сторонники гипотезы урбанизации полагают, что ускоренный темп современной городской жизни возбуждает центральную нервную систему и активирует её тропные функции. Ряд учёных развивает генетическую гипотезу, которая объясняет явления А. генетическим эффектом, сходным с гетерозисом (феномен превосходства гибридов первого поколения по ряду признаков над родительскими формами). По мнению В.Г. Властовского, в основе А. лежит изменение наследственности под влиянием смешения населения планеты, а конкретные социальные условия «реализуют» генетический потенциал роста и развития детей. Не вызывает сомнений значение взаимодействия биологических и социальных факторов в происхождении А., проявления которой изучают не только антропология, медицина, биология, но и педагогика, психология, социология [Демографический энциклопедический словарь. С.15].

АКСИОЛОГИЯ (греч. axia - ценность, logos - понятие, учение) ─ учение о ценностях как особая область вненаучного исследования и своеобразный способ видения мира, возникшее на рубеже ХIХ - ХХ вв. Природа и эволюция ценностей, причины их существования, роль в познании мира -предмет острых дискуссий между философами [Профессионально-педагогические понятия: Словарь / Под ред. Г.М.Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2005. С. 5].

 

АКСИОМА (греч. axioma — значимое, принятое положение) ─ исходное, принимаемое без доказательства положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других ее положений. Долгое время термин А. понимался не просто как отправной пункт доказательств, но и как истинное положение, не нуждающееся в особом доказательстве в силу его самоочевидности, наглядности, ясности и т. п. Так, Аристотель (384—322 до н. э.) считал, что А. (начала) не требуют доказательства по причине своей ясности и простоты. Древнегреческий математик Евклид (III в. до н. э.) рассматривал принятые им геометрические А. как самоочевидные истины, достаточные для выведения всех других истин геометрии. Нередко А. трактовались как вечные и непреложные истины, известные до всякого опыта и не зависящие от него, попытка обоснования которых могла только подорвать их очевидность. Переосмысление проблемы обоснования А. изменило и содержание самого термина «А.». А. являются не исходным началом познания, а скорее его промежуточным результатом. Они обосновываются не сами по себе, а в качестве необходимых составных элементов теории: подтверждение последней есть одновременно и подтверждение ее А. Критерии выбора А. меняются от теории к теории и являются во многом прагматическими, учитывающими соображения краткости, удобства манипулирования, минимизации числа исходных понятий и т. п. В частности, в формальном исчислении,класс теорем которого уже известен, А. — это просто одна из тех формул, из которых выводятся остальные доказуемые формулы. Если, однако, теория еще не определена однозначно, выбор ее А. может диктоваться и содержательными соображениями [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. –М.: Просвещение, 1991. С.9-10].

 

Активность личности  — 1) деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания; 2) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; присущая существу способность к «самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс). В психологии выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Она характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий, спецификой внутреннихсостояний субъекта непосредственно в момент действования, в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией; произвольностью, т.е. обусловленностью наличной целью субъекта, в отличие от ролевого поведения; надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, в отличие от приспособительности как ограничениядействий субъекта узкими рамками заданного; значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели, в отличие от пассивного уподобления предметам, с которыми предстоит встретиться субъекту при осуществлении им деятельности; 3) способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств матермальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, полевых актах, общении; 4) активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаиваниисвоих взглядов, единстве слова и дела [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф-пед. ун-т. –Екатеринбург, 2005. С.66-67].

 

Активность социальная — потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентацииями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и для других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов, воздействующих на человека [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.68].

 

Активность социальная негативная — сознательная направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида, но по своей направленности эти действия асоциальны, лишены чувства ответственности за людей. Асоциальна формы воздействия на общество следует отнести к негативной социальной активности, которая направлена на уничтожение индивидуального бытия в другом, на превращение другого в ничто [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.68-69].

 

Активность социальная позитивная ─ сознательная направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразование обстоятельств. Личность, несущая в себе мотивацию позитивной активности, выражает ожидания от каждого человека проявлений, достойных личности, и тем самым поднимает каждого в его собственных глазах, утверждая его в возможность проявлять свою свободу, активность, индивидуальность [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.69].

АКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. aktualis   ─деятельный) ─ действие, заключающееся в извлечении усвоенной информации из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего ее использования при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 6].

 

АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ─ та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе в данное время и наиболее наглядно проявляется в культуре труда, культуре быта и культуре поведения. Специфическая особенность ак­туальной культуры - в ней выражено деятельностное, функционирующее начало культуры. Она - "наличная культура", выражающая в масштабе общества массовое, типичное, господствующее» [Бенин В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. С.124-125].

 

АКЫН ─ поэт-импровизатор, а также испол­нитель своих и народных произведений эпического и лирического характера у народов Казахстана и Средней Азии; в современных литературах этих народов слово «А.» обозначает и поэта-литератора [Популярный энциклопедический словарь. С.37].

 

АЛГОРИТМ (АЛГОРИФМ) (греч. algorithmi ─ латинизированная форма имени выдающегося среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) ─ конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач. Примерами простейших А. могут служить А. вычитания, сложения, умножения и деления целых чисел в арифметике с десятичной системой счисления. Осуществление алгоритмического процесса может быть передано машине, которая благодаря своему быстродействию способна решать задачи, недоступные человеку. Возможность передать машине осуществление алгоритмических процедур стимулировала создание математической теории алгоритмов, в которой понятие А. было уточнено с помощью таких понятий, как «рекурсивная функция», «машина Тьюринга», «нормальный А.» и т. п. [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.11-12].

 

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ─совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма,формами и способами его записи; основа компьютерной грамотности. Овладение А. к. предполагает: понимание сущности алгоритма и его свойств, представление о возможности автоматизации той области деятельности человека, где существует алгоритм этой деятельности; умение описать алгоритм с помощью определённых средств и методов описания (например, с помощью блок-схемы); знание основных типов алгоритмических процессов [Педагогический энциклопедический словарь. С.15].

 

АЛЛАХ – имя Бога в исламе. А. – единый и единственный Бог, создатель всего сущего (неба, земли, людей, ангелов, демонов, растений, животных). Согласно мусульманским представлениям, ему подчинено и повинуется все в мире; он властвует надо всем и опекает свои творения. С наступлением Судного дня А. отправит грешников в ад, праведников – в рай [Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. редактор М.А.Ильгамов. Т.1. –Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005. С.123].

 

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria – иносказание) – один из принципов художественного осмысления реальности и способ оформления содержания в искусстве, когда сказанное или изображенное обретает иное смысловое значение (например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках – богини Фемиды – понимается как правосудие; и изображение змеи с чашей – аллегория медицины). Аллегорический образ имеет два смысловых слоя – поверхностный и глубинный. Содержание, заключенное во внешнем слое, не совпадает с его глубинным смыслом, но является способом его обнаружения. Средствами создания аллегории в искусстве являются олицетворение (победа – образ древнегреческой богини Ники, сила – образ льва или медведя) и метафора (дубовая ветвь и лавровый венец интерпретируются как слава и воинская доблесть). По своей функции аллегория сближается с символом. Но в отличие от последнего ее смысловое значение более однозначно и раскрывается путем использования содержащихся в ней явных или скрытых намеков. На аллегории строятся басня, притча, сказка (например, сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина). Она встречается в карикатуре. К ней порой обращается и современная монументальная скульптура (образ Матери-Родины). Происхождение многих аллегорических образов связано с культурными традициями народов. Они встречаются в символике, обозначающей именитый род, эмблемах, гербах и на знаменах. Богаты аллегориями древнегреческая и древнеримская мифология, а также фольклор [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1.  С.28].

 

АЛТАРЬ – 1) Место жертвоприношений у древних народов. 2) Главная возвышенная восточная часть христианского храма, отгороженная иконостасом. 3) Место, которое внушает благоговение [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.196].

 

АЛЬТРУИЗМ (лат. alter — другой) — принцип поведения и этическое учение, осно­ванные на ценности бескорыстного принесе­ния блага другому человеку. Термин введен О.Контом. В виде моральной добродетели представлен в этике буддизма и особенно — христианства с его заповедью «Возлюби ближне­го, как себя самого» и идеалом сострадатель­ной, жертвенной любви. А. может быть выве­ден из золотого правила нравственности, в котором заложены ценности равенства людей, их взаимоуважения. Обычно А. противопос­тавляется эгоизму, однако в этике сильна тенденция к преодолению крайностей того и другого, их синтеза по принципу золотой середи­ны. Согласно категорическому императиву Канта, надо относиться и к себе, и к другому всегда как к цели, а не только как к средству. Идеи А. проводятся в этике Юма, Руссо, Гете, Гердера, Конта, Фейербаха, Чернышевского, Достоевского, Л.Толстого, Вл.Соловьева, Кропоткина. А. отвергался Ницше, видевшим в нем препятствие на пути к превращению человека в сверхчеловека. Этика гуманизма включает в себя альтруистические установки [Культура и культурология: Словарь. С.60].

 

АМВОН – Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.197].

 

 АМПЛУА (фр. – применение, роль)   – своеобразная специализация актера на исполнение ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования. Система актерских амплуа впервые возникла в XVII в. во французском классическом театре, а затем получила повсеместное распространение в Европе. Мужские амплуа: любовник, герой, комик, простак, резонер (роль рассудочных людей, склонных к размышлению, назидательным сентенциям, высказывающих мысли автора и дающих моральные оценки), фат (роль самовлюбленных, ограниченных, глупых людей). Женские амплуа: комическая старуха, грандам (роль немолодой знатной дамы), травести (роли девочек, подростков-мальчиков, а также роли, требующие временного переодевания в мужской костюм), инженю (роли обаятельных, молодых, простодушных, наивных, глубоко чувствующих девушек), героиня, субретка (роль остроумной, находчивой, лукавой служанки, помогающей господам в любовных интригах). В современном театре распределение актеров по амплуа отсутствует [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.31].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: