Билет 2. Онтология социального факта и исследовательская методология Э. Дюркгейма

Билет 1. Различные подходы к определению социальной философии.

Социальная философия – философия общественной жизни. Это учение о бытии общества, которое раскрывает фундаментальные основы бытия.

Социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях функционирования и развития общества в целом, о взаимосвязи его основных элементов и этапов развития, а также о месте и роли человека в обществе.

Социальная философия является разделом, частью философии, а потому все характерные черты философского знания должны быть присущи и социальной философии.

Объектом изучения в социальной философии являются социальная жизнь и социальные процессы. Предметом социальной философии является общество.

Общество выступает как одна из форм движения материи, определяемая в своем генезисе развитием неорганической и органической природы на Земле.

Общество есть одна из многих систем, причем она является открытой системой, подверженной воздействию более масштабных природных систем.

Главный компонент общества — человек.

Социальная философия по своему содержанию (и по предмету) связана не только с разными философскими дисциплинами, но и с частными социальными, гуманитарными и естественными науками.

Выделяют три стратегии исследования социальной философии:

1. Натуралистскую: человек – это элемент природы, и все в нем естественно, как в природе. И естественно – это прекрасно. Человек – очень совершенное природное существо – это один подход. (Французское Просвещение). А другой подход – человек – это ущербное животное, существо, задавленное культурой (например, Фрейд и его табу). Следующая версия этого же плана – научный материализм. Речь идет о том, как формируется психический образ. Мысль человека – материальный процесс.

2. Социологизаторскую: сущность человека – это совокупность всех его общественных отношений, в которые он погружен. Чтобы изменить человека, нужно изменить его окружение, а по Марксу – изменить историческую обстановку.

3. Рационалистическую: отличие человека от животного мира в том, что он можем мыслить. «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт и Гегель.

Билет 2. Онтология социального факта и исследовательская методология Э. Дюркгейма.

Социальный факт можно рассматривать с двух сторон: онтологической и гносеологической. Существуют исследования, посвященные общей онтологии социальных фактов, где социальный факт анализируется как фрагмент социальной реальности, имеющий свои особенности, отличающие его от природных фактов, на взаимосвязь и взаимодействие социальных фактов, соц институтов и самого общества.

Сторонником онтологического подхода является классик французской социологии – Эмиль Дюркгейм. Он говорил, что социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение.

Социология изучает социальные факты, которые суть вещи и должны рассматриваться, как таковые. При этом социальный факт можно объяснить только другим соц фактом. Его можно измерить (например, измерить уровень самоубийств).

Согласно позиции Дюркгейма, социальными фактами являются право, обычаи, верования и практики религиозной жизни и тд. Все эти социальные факты существуют до и вне жизни конкретного индивида. Подобные способы мышления, действия и чувствования обладают свойством существования вне сознания индивида. Социальные факты являются внешними, принудительными и объективными.

Для Дюркгейма социальный факт – это НЕ любое социальное явление или событие. Социальный факт – это неумолимая, внешняя по отношению к индивиду и обладающая принудительной силой необходимость.

Дюркгейм сознательно исключает субъективные характеристики из методологии соц познания: социолог должен быть беспристрастным и нейтральным при изучении соц фактов.

*обобщение*

(можете читать для полной информации, та, что написана выше – основная, плюс прикреплю фотку с лекцией)

Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей

социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

В связи с секуляризацией общественной жизни Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. «Между Богом и обществом надо сделать выбор, - говорил он. - Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения; оба они близки друг другу. Добавлю, что, с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символически» [16, 75].

Дюркгейм был склонен к сакрализации (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем — и науки об обществе - социологии.

Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.

Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии (общество НЕ = сумме индивидов; распад прочной системы ценностей, когда старое распалось, а новое ещё не сформировалось, либо не получило должного распространения в обществе).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: