Особенности освоения детьми грамматического строя речи

Освоение грамматического строя речи осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как прежде чем начать использовать языковую форму, он должен понять, что она означает.

При формировании грамматического строя речи дошкольник усваивает сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грам­матики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

А. Н. Гвоздев выделяет три периода формирования грамматического строя речи.

Первый период (1 год 3 месяца–1 год 10 месяцев) – это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях. Этот период делится на две стадии:

  • стадию употребления однословных предложений (1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев);
  • стадию употребления предложений из нескольких слов, главным образом двухсловных предложений (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев).

Второй период (1 год 10 месяцев – 3 года) – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. В рамках этого периода выделяют три стадии:

  • стадию формирования первых форм: числа, падежа, времени (1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц);
  • стадию использования флексивной системы русского языка (словоизменения) для выражения синтаксических связей (2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца);
  • стадию усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 3 месяца – 3 года).

А.Н.Гвоздев замечает, что этот период резко отграничен от первого периода, а с последующим не имеет резко очерченных границ.

Третий период (3 года – 7 лет) связан с освоением морфологической системы русского языка, типов склонений и спряжений. Усваиваются все единичные, стоящие особняком формы [31].

Проследим подробнее путь усвоения детьми отдельных сторон грамматического строя речи.

 

2.1

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

 

2. Принципами организации и проведения диагностики дошкольников в детском саду выступают:

• Комплексность и системность:

- изучение разных сторон речи в единстве и взаимосвязях;

- рассмотрение речи в единстве с познанием и общением ребенка.

• Единство задач диагностики и критериев анализа результатов с позиций речевых новообразований для данного периода развития речи.

• Мотивированость диагностики для ребенка, что позволяет получить более высокий результат.

• Компактность диагностики.

Направления изучения речи детей.

Современные исследования детской речи, направленные на совершенствование содержания и форм обучения родному языку, проводятся в трех основных направлениях:

- структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического);

- функциональное (формирование навыков овладения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения);

- когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований речи дошкольников.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: