Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
1 Этап. Детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения;
2 Этап Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
3 Этап Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций
4 Этап Закрепление формирования основ безопасности жизнедеятельности путем чтения литературы, просмотром мультфильмов, иллюстраций.
|
|
20.Словесные методы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
К словесным методам относят:
Заучивание правил безопасного поведения, беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам, игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые), отгадывание загадок, кроссвордов, досуги и развлечения, игровые тренинги, театрализованные представления, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения.
1. Чтение худ. лит-ры заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни (сказка С. Маршака «Кошкин дом»).
2. Беседа с детьми на следующие темы: «Если я дома один», «Спички детям не игрушки», «Как вести себя на дороге, «Как вести себя с незнакомыми людьми» и др.
Практические методы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
(Наблюдения, игровые тренинги, экскурсии, прогулки, демонстрация картинок, выполнение рисунков на определенную тему).
1. Игровая деятельность. Сюж.-рол. игры: «Дочки-матери» (знакомство и использование бытовых приборов пылесос, электрочайник, утюг); «Дорога» (знакомство с ПДД, с дорожными знаками, знакомство с правилами езды на велосипеде); «Больница» (учить детей уходу за больными и пользованию безопасными мед. инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость) и др. Подвижные игры: «Автомобили», «Светофор» и т.п.
|
|
2. Создание проблемных ситуаций, необх., для применения на практике детьми правил безопасного поведения на улице, в быту. «Где прячутся опасности на дороге?», «Где прячутся опасности в магазине?», «Где прячутся опасности в воде?», «Где прячутся опасности в траве?», «Где прячутся опасности в квартире?».
3. Д\и ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по опред. признакам, делать правильные выводы, обобщения.
4. Изобразительная деятельность. Выполняя рисунок проезжей части, ребёнок представляет себя в роли водителя, пешехода, регулировщика движения. Осуществляя лепку «Пожарная машина», примеряет на себя роль пожарного.
Методические приемы формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста
1. Примерное содержание представлений и практических умений дошкольников безопасного поведения в быту (по возрастам). Правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно.
2. Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
3. Использование детской художественной литературы и методических пособий для закрепления знаний о безопасном поведении в быту.
4. Ситуативно-имитационное моделирование в воспитании умений безопасного поведения в быту.
5. Игровой тренинг – даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения.
6. Игра-драматизация. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
23. Виды и формы образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста безопасности жизнедеятельности.
З. – ведущая форма организации обучения.
Экскурсия – это форма организации работы, при кот. дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов для ознакомления с ними.
Чтение худ. лит-ры заставляет реб-ка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни (сказка С. Маршака «Кошкин дом»).
Заучивание стихотворений; сбор фотоматериалов; игры – занятия; заучивание правил безопасного поведения; беседы; дидактические игры; подвижные игры: («Автомобили», «Светофор»);; рассматривание иллюстраций по теме; наблюдения; театрализованные представления; сюжетно – ролевые игры; игры - тренинги. Всё, чему учат взрослые детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. 1) Надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. 2) Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. 3) Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.