Влияние фокусного расстояния на перспективу

Для начала, что такое перспектива? Это характер передачи соотношений размеров снимаемого объекта и прочих элементов в кадре, его формы. Рассмотрим следующий кадр, снятый на ФР 17 мм (широкий угол):

Здесь есть ограждающие элементы дороги и дома вдалеке. В случае съемки широкоугольным объективом получаем интересные геометрические соотношения – масштаб ограждения будет заметно больше дома на горизонте. Это непривычно для человеческого глаза, и позволяет строить интересные композиционные решения.

Во втором случае, снятом на 125 мм (теле- диапазон фокусного расстояния) разница в масштабе между ограждением и домом будет меньше.

Фокусное расстояние влияет на перспективу только в том случае, если в кадр попадают близко или далеко расположенные объекты. На примере выше (1е фото) видно, что в кадре есть ограждение, расположенное к нам вплотную. Находясь близко к нам, ограждение изображается в кадре крупно, а дома на контрасте кажутся маленькими. Поэтому нам видится, будто перспектива растянута. Другой пример — если снимать далекий объект длиннофокусным объективом, а еще намного дальше него будет еще один объект, то будет казаться, будто между ними минимальное расстояние, и они находятся рядом. Как говорят, сжатая перспектива. Это происходит вследствие очень сильной удаленности фотографа от снимаемого объекта, и разница в масштабе снимаемого объекта и очень далекого фонового не настолько велика. Это также видно на примере выше (2е фото). Ограждение находится далеко, дом очень далеко, но кажется, будто расстояние между ними не слишком большое.

Широкоугольные объективы с небольшим фокусным расстоянием отлично применяются для пейзажной съемки. Но при этом их не рекомендуется использовать при съемке портретов, потому что форма лица будет более вытянутой и смотреться неестественно. Говорят, что широкоугольные объективы (с небольшим фокусным) растягивают перспективу, а телеобъективы (с большим фокусным) сжимают ее. Но происходит это в первую очередь не из-за изменения самого фокусного расстояния, а из-за необходимости изменять расстояние между объектом и фотографом.

 

Макро

В погоне за большим масштабом

Дело в том, что чем ближе к поверхности линзы находится снимаемый объект, тем больше требуется смещаться внутренним линзам, чтобы изображение стало резким. В итоге при съемке в большом масштабе фокусировка замедляется, и самое незначительное перемещение аппарата смещает плоскость резкости. К тому же фокусировка современных объективов производится на открытой диафрагме, при совершенно ничтожной глубине резкости, следствием чего и являются частые сбои. Помимо этого следует учесть, что расположение фокусировочных точек при съемке незначительных по размеру объектов не всегда совпадает с положением сюжетно важной детали в кадре. Перемещение же аппарата после фокусировки — практически гарантированная потеря резкости.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: чем больше масштаб съемки, тем более беспомощным и бесполезным оказывается автофокус. Но не стоит недооценивать возможности фокуса ручного: при съемке объектов в масштабе 1:1 ручная наводка гораздо быстрее и удобнее, особенно при появлении такой полезной для «макрушника» функции, как Live View.

Live View дает возможность производить фокусировку (ручную, а на последних моделях и автоматическую) по экрану зеркальной цифровой камеры, не заглядывая в видоискатель, ориентируясь только на дисплей фотокамеры. При этом выбранный фрагмент можно существенно увеличить, дабы получить большую точность наводки. Для съемки неподвижных объектов точность и удобство такого способа превосходят традиционные.

Стрекоза стрелка sp. © Иосиф Кауров

Спаривающиеся жуки (долгоносики) © Иосиф Кауров

Если гора не идет к Магомету…

Снимая в масштабе, равном или превышающем масштаб 1:1, нужно помнить, что при вращении фокусировочного кольца объектива меняется не только резкость, но и весь масштаб съемки — площадь пространства, попадающего в кадр. Как следствие, с очень большой вероятностью, добившись резкого изображения, вы вдруг обнаружите, что объект не помещается в кадре или, наоборот, по краям кадра остается слишком много пустого пространства. Поэтому в макросъемке зачастую гораздо удобнее наводить на резкость, перемещая саму камеру с объективом, а не вращая фокусировочное кольцо. Для удобства такой наводки существует специальное приспособление — штативная головка с салазками. Они позволяют плавно перемещать закрепленный аппарат, сохраняя выбранный масштаб изображения. Если вы специализируетесь на съемке мелких объектов, салазки — удобное, а иногда просто необходимое приспособление. Это же фокусировочное решение подходит и для работы с моноподом: слегка наклоняя опору, можно наводить резкость на ту или иную деталь.

Жук-долгоносик. Портрет © Иосиф Кауров

Комар-долгоножка © Иосиф Кауров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: