Содружество Независимых Государств: проблемы интеграции

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

 

 

Кафедра конституционного и международного права.

 

ЭССЕ

Актуальные проблемы международной интеграции в современных условиях (на примере СНГ).

 

Работу выполнил студент

МЮРЗ-18-4 учебной группы

 2 курса

заочной формы обучения

 

Проверил _______________________

                                                                         ______________________________________                                                           (должность, ученая степень, ученое звание)

                                                        ______________________________________

                                                                                         (фамилия, имя, отчество)

 

Дата представления работы на кафедру «23» июня 2020 г.   Жидок М.Н. (подпись студента)                               Санкт-Петербург 2020 г.   Оценка __________________________ _____________________________ _____________________________ (подпись преподавателя)    «___» ____________ 20 __г.

 

Оглавление

Введение. 3

1. Содружество Независимых Государств: проблемы интеграции. 6

2. Содружество Независимых Государств: перспективы интеграции. 11

Заключение. 14

Список литературы.. 16

 

 

Введение

В современных средствах массовой информации довольно часто упоминается термин «интеграция». Употребляется он в различных сферах – науке, политике, экономике. В любом из контекстов он имеет одно и то же значение – «объединение». Если говорить о различных науках, то интеграция означает объединение ряда специализированных наук для совместного изучения того или иного процесса или явления. Например, биогеография объединяет методы географии и биологии для изучения закономерности распространения живых организмов. Если речь идет о политике, то под интеграцией понимают объединение политических сил и даже государств для достижения определенных политических целей. Так возникают союзы политических сил или межгосударственные объединения.

Если же речь идет об экономической интеграции, то имеется ввиду дальнейшее развитие и сближение международного производства. Предполагается осуществление объединения ресурсов нескольких государств с целью формирования принципиально новых взаимоотношений и достижения более высоких производственно-технических и социально-экономических уровней развития.

По масштабам и уровням современную интеграцию, подразделяют на глобальную, региональную и субрегиональную.  Развиваясь на двух уровнях, глобальном и региональном, интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе.

Процесс международной экономической интеграции предполагает постепенное сближение национальных экономик стран-участниц интеграционного процесса. В результате образуется новое совместное мировое производство. В ходе международной интеграции происходит постепенное «стирание» экономических и политических барьеров и препятствий. Зачастую этот процесс сопровождается унификацией государственных законов стран-участниц, снятием таможенных барьеров, введением единой денежной системы и т.д.

Помимо этого возникают региональные экономические объединения государств на базе общности экономических и политических интересов и для формирования единой экономической стратегии. В результате интеграционных процессов формируются единые рынки (труда, ресурсов, товаров). Происходит быстрое перемещение товаров и ресурсов (труда, капитала, информации) между странами-участницами.

Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дифференциацию в системе мирового рынка, т.е. параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной.

К субъектам современной глобальной системы следует отнести такие новые мировые центры влияния и власти как регулярные неформальные встречи руководителей государств G7, G8, G20 и др. форумы новых глобальных элит, таких как Трехсторонняя комиссия или Давосский форум, крупнейшие промышленные, банковские и медийные корпорации.

Различные этапы или уровни интеграции являются полными, когда они доводятся до формирования единой политической общности.

Политический аспект интеграции является, скорее, идеальным типом и фактически в реальной практике пока не существует. И все же основная суть интеграционного политического процесса, его главная тенденция ведет к выходу за рамки простой координации внешних политик и постепенной передаче части суверенитета новым структурам.

В Российской Федерации международная интеграция также играет значительную роль. Участие в интеграционных группировках дает России ряд существенных преимуществ, таких как: более широкий доступ к 4 различным ресурсам (финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям); возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве; создание привилегированных условий для российских фирм, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран, а также совместное решение с другими странами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы и выравнивание условий развития отдельных регионов). Часто интеграция становится един­ственно необходимым шагом и этапом в существовании и развитии государства или групп госу­дарств. Опыт Содружества Независимых Государств можно отнести к вышесказанному.

 

 

Содружество Независимых Государств: проблемы интеграции

Содружество Независимых Государств возникло как непосредственный результат распада СССР. Большинство бывших союзных республик стали участниками этого объединения. В сложной политической ситуации, связанной с попытками замены СССР конфедеративным образованием в виде Союза суверенных государств, руководители трех республик, входивших в состав СССР, — Белоруссии, Российской Федерации (РСФСР) и Украины — подписали 8 декабря 1991 года Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 11 быв­ших республик СССР 21 декабря 1991 года подписали протокол к указанному соглашению. В 1993 году к СНГ присоединилась Грузия. В этом же году был принят Устав СНГ. Первоначально его подписали руководители только семи государств — Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана, позже присоединились еще Азербайджан, Грузия, Молдова (которая высказалась о своем неучастии в вопросах коллективной безопасности военно­политического сотрудничества). Устав СНГ не подписали Украина и Туркменистан. Руководители всех государств СНГ, включая и неприсоединившихся к Уставу, приняли заявление, в котором выра­зили общую позитивную позицию относительно потенциала и повышения эффективности деятельно­сти СНГ в экономической и политической областях.

Страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который даёт им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16,3% мировой территории, 5% численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% промышленного производства, 12% научно-технического потенциала, 10% ресурсообразующих товаров. Еще недавно эффективность транспортно-коммуникационных систем в СНГ была в несколько раз выше, чем в США и Китае. Важным преимуществом является географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию. По оценкам Всемирного банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем Содружества мог бы составить 100 млрд. долл. Другие конкурентные ресурсы стран СНГ – дешевая рабочая сила и энергоресурсы – создают потенциальные условия для подъема экономики. Здесь производится 10% мировой электроэнергии (четвертое место в мире по ее выработке).

Причины низкой эффективности интеграционного взаимодействия между странами СНГ до 2018 года – это бесконечные споры по поводу раздела дна и акватории Каспийского моря и "перетягивание каната" между Россией, с одной стороны, и Туркменией, Азербайджаном и Грузией – с другой, по поводу транспортировки нефти, а также катастрофическое сокращение производства в обрабатывающих отраслях промышленности. С такой же проблемой столкнулись производители готовых изделий и в других странах СНГ, в особенности, в Беларуси, Казахстане, Армении и на Украине. Территории одних стран СНГ стали коридорами, по которым товары из дальнего зарубежья могли сравнительно легко проникать на внутренние рынки других стран Содружества в обход торговых барьеров. Формирование новых политических элит в странах СНГ, усиление националистических настроений в Грузии, Молдове, Украине, Азербайджане, торговый «войны» между Россией и Беларусью фактически по политическим причинам привели к расколу на две группы стран. Так Украина и Грузия взяли курс на присоединение к НАТО и «вхождение в Европу». В этих странах установились откровенно недружественные по отношению к России режимы. Можно ожидать, что Украина и Грузия в недалёком будущем выйдут из всех структур СНГ. В то же время среди большей части стран СНГ (центральноазиатских государств и Белоруссии) преимущественная ориентация на отношения с Россией сохраняется, а кое-где (Узбекистан) даже усиливается.

Интеграционным процессам СНГ мешает множество проблем. Одной из основных проблем является доминирование в объединении того или иного государства. В данном случае любое объединение стран СНГ и создание соответствующих коллективных органов сталкивается с проблемой фактического доминирования в них России.

Серьёзным барьером для формирования единого экономического пространства стало глубокое различие в экономической ситуации, сложившейся в отдельных странах СНГ. Пестрота важных макроэкономических показателей была очевидным свидетельством глубокого размежевания постсоветских республик, дезинтеграции ранее общего народнохозяйственного комплекса.

 Также к факторам экономического порядка, не способствующим развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, относятся, конечно, различия в проведении экономических реформ. Во многих странах отмечаются разноскоростное движение к рынку, рыночные преобразования далеко не завершены, что препятствует формированию единого рыночного пространства.

Не менее важным фактором, мешающим быстрому развитию интеграционных процессов в рамках СНГ, является политический. Именно политические и сепаратистские амбиции правящих национальных элит, их субъективные интересы не позволяют создать благоприятные условия для функционирования на едином пространстве между странами предприятий разных стран Содружества.

Не последнюю роль в торможении процессов интеграции на постсоветском пространстве играют ведущие мировые державы, давно привыкшие придерживаться двойных стандартов. У себя, на Западе, они поощряют дальнейшее расширение и укрепление таких интеграционных групп, как ЕС и  Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА - Канада, США и Мексика), а в отношении стран СНГ придерживаются прямо противоположной позиции. Западные державы на самом деле не заинтересованы в возникновении на просторах СНГ новой интеграционной группировки, которая будет конкурировать с ними на мировых рынках.

Переход новых независимых государств от командно-распределительной к рыночной экономике обусловил невозможность или экономическую нецелесообразность сохранения в новых условиях взаимных хозяйственных связей, сформировавшихся в бывшем СССР.  В отличие от западноевропейских государств, начавших интеграционное сближение с середины 50-х годов, технико-экономический уровень производства стран Содружества, входящих вместе с Россией в региональные группировки, сохраняется на невысоком уровне (низком у Киргизии и Таджикистана). Эти государства не имеют развитой обрабатывающей промышленности (особенно высокотехнологичных отраслей), которая, как известно, обладает повышенной способностью связывать экономики стран-партнёров на основе углубления специализации и кооперации производства и является основой реального интегрирования национальных хозяйств. Уже состоявшееся вступление ряда стран СНГ в ВТО (Армения, Грузия, Киргизия и Молдавия) или не синхронизированное с другими партнерами ведение переговоров о присоединении к этой организации (Украина) также не способствуют экономическому сближению бывших союзных республик. Согласование уровня таможенных пошлин, прежде всего с ВТО, а не с партнерами из Содружества значительно затрудняет создание таможенного союза и общего экономического пространства в регионе СНГ.

Самое негативное по своим последствиям для рыночных преобразований в государствах-членах СНГ состоит в том, что ни один из новообразованных рыночных институтов не стал инструментом структурной и технологической перестройки производства, «точкой опоры» антикризисного управления, рычагом мобилизации реального капитала. Они также не создали благоприятных условий для активного привлечения прямых иностранных инвестиций. Таким образом, почти во всех странах Содружества за время реформ не удалось полностью решить задачи первоначально намеченных экономических преобразований.

Остаются проблемы со стимулированием малого и среднего предпринимательства, созданием конкурентной среды и эффективного механизма частной инвестиционной деятельности. В ходе приватизации не сложился институт «эффективных собственников». Продолжается утечка отечественных капиталов за пределы СНГ. Состояние национальных валют отличается неустойчивостью, склонностью к опасным колебаниям курсов, повышающих инфляцию. Ни в одной из стран Содружества не сложилась эффективная система государственной поддержки и защиты национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Не преодолен кризис неплатежей. К этим проблемам постоянные финансовые кризисы добавляют девальвацию ряда национальных валют, понижение кредитного рейтинга, бегство портфельных инвесторов (особенно из России), ослабление притока прямых иностранных инвестиций, утрату некоторых перспективных зарубежных рынков.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: