Аристотель как систематизатор философского знания Античности

Жизнь и учение Сократа

 

Сократ занимает особое место не только в рамках истории древнегреческой мысли, но и в развитии всей европейской философии. С одной стороны, некоторые современники воспринимали его в качестве одного из софистов (так представлял его комедиограф Аристофан), потому что он проводил долгие часы в общении с ними.

 

С другой стороны, он стал учителем Платона и повлиял на формирование взглядов других мыслителей, обусловив зарождение нескольких сократических школ. Философы последующих эпох превозносили его образ мыслей и жизни, но были и те, кто жестко критиковал и ниспровергал его учение Сократ не имел благородного происхождения, не занимал политических должностей. Он родился около 470 г. до н. э. в Афинах. Его отец был ремесленником (каменотесом), дело которого он унаследовал, но не проявлял к нему особого рвения, за что подвергался обоснованным нападкам со стороны своей вечно недовольной супруги Ксантиппы. Его мать была повивальной бабкой (акушеркой). Философ считал, что он продолжает ее труд, помогая в беседах родиться истинной мысли Он ничего не писал, все, что мы знаем о нем, оставили его ученики. Мыслитель работал в то время, когда Афинский полис переживал драматичный период своей истории, обусловленный политическим кризисом и Пелопоннесскими войнами, он участвовал в походах и проявил себя как мужественный и отважный воин. Его духовное становление началось в школе Анаксагора, последнего выдающегося представителя древнегреческой натурфилософии Однако Сократ пришел к выводу, что в рамках данных теорий невозможно решить проблемы человеческого познания. Главными оппонентами Сократа явились софисты, в беседах с которыми он выступает в роли простодушного и малосведущего неуча. Но за этим образом скрывалась знаменитая сократическая ирония, его негативная диалектика, которая позволяла подвергать сомнению напыщенную риторику софистов и демонстрировать реальную сложность и неоднозначность философских понятий Он стремился показать противоречивость софистических мнений и выявить предельные основания социальных установлений. То, что всем кажется ясным и понятным (истина, добро, красота), ведь у каждого есть свое мнение, в результате его вопросов вдруг становится неопределенным и распадается. При этом выясняется, что совокупность прекрасных объектов или добродетельных актов не исчерпывает красоту как таковую или суть добра. Для Сократа было важно выявить природу этих понятий, их неизменное истинное содержание («идею»). Он ставит вопрос об истине и полагает, что добродетель связана с истинным знанием. И это знание обретается в природе человека, в его разуме. Отсюда следовал его знаменитый призыв «Познай самого себя!» Именно потому, что люди не знают, что есть добро, они совершают отвратительные поступки. Поэтому знание выступает в учении Сократа в статусе высшей добродетели. Философ не занимался скучным морализаторством, он был в подлинном смысле афинянином: любил дружеские пиры, вел бесконечные беседы и был открыт для диалога. И все же судьба мыслителя сложилась трагично. Его обвинили в том, что он нарушает традиции Афин и вводит новых богов. Действительно, Сократ любил рассуждать о личном «гении», божестве, которое сопровождало его всю жизнь и помогало в решении трудных философских вопросов. Но суть дела заключалась не только в этом. Сократ подверг сомнению принципы жизни афинян, он требовал переосмыслить традицию, отказаться от устоявшихся превратных мнений и правил и обратиться к истине. На суде он отмечал, что никогда не нарушал общепринятых норм и строго соблюдал все религиозные обряды. Он принципиально не желал принимать несправедливого обвинения и сделал все для того, чтобы продемонстрировать свое презрение к обвинителям и неправому суду. Когда в согласии с судебными процедурами Афин его спросили о предпочтительной мере наказания, он ответил, что его не только не следует наказывать, а даже стоит наградить бесплатным обедом за счет города. В результате решение суда было крайне суровым. Его приговорили к смерти. Он, в свою очередь, отказался от побега, который готовили его ученики и друзья. Он не хотел нарушать закон, пусть и несправедливый. В 399 г. до н. э. он мужественно принял смерть. Его обвинители вскоре поплатились жизнью, что и предрекал философ. Спустя несколько десятилетий Афинский полис, по сути, утратил самостоятельность. Но образ жизни и мысли Сократа, его путь нравственных поисков и познания навсегда останутся в истории европейской культуры в качестве примера незабвенного служения философской истине.

 

Аристотель как систематизатор философского знания Античности.

 

Два века развития древнегреческой философии дали такой обильный урожай различных мнений и идей, теорий и гипотез, наконец, догадок о проблемах существования мира и человека, что со временем встала задача систематизации уже имеющегося философского знания. Нужно было привести в порядок хаотически существующие разнообразные ветви этого знания — сравнить между собой различные точки зрения, выделить из них наиболее достоверные, разработать более или менее единый философский язык и т.д. Иначе говоря, философскому знанию необходимо было придать уже окончательную форму науки.

Платон, стремившийся к созданию подобной системы, в силу своего образа мысли не смог исполнить поставленной перед собой цели. Например, он почти не учитывал материалистически окрашенных теорий древнегреческих философов, оставляя их как бы за скобкой своей философии.

Идею систематизации античной философии смог воплотить в жизнь его лучший и по общему признанию гениальный ученик — Аристотель (384/383–322 гг. до н.э.). Аристотель родился на северо-восточной окраине древнегреческого мира — в Македонии в г. Стагиры. Отец его, Никомах, был врачом македонского царя Аминты III. По месту рождения, впоследствии Аристотель получил свое второе имя — Стагирит.

В 367 г. до н.э., семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал обучаться в Платоновской Академии. Уже тогда многие отмечали недюжинные таланты молодого человека, обладающего к тому же самостоятельностью мышления и строптивым нравом. Платон, сравнивая молодого Аристотеля с другим, менее способным учеником, говорил: "Одному нужны шпоры, другому узда!" или "Какого осла мне приходится вскармливать, и против какого коня!"

Своеобразие мышления, а также высокое честолюбие Аристотеля предопределили довольно раннее его расхождение с Платоном. Уже в те времена сложилось устойчивое мнение, что Аристотель, "получив у Платона важнейшие основы знаний", "сбросил с себя узду" и "стал завзятым противником своего учителя". Говорят, Платон сказал на это: "Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать".

Метафизика

Главная часть философии Аристотеля, стержень всего его философского мировоззрения — учение о сущем. Аристотель называл это учение "первая философия", т.е. наука, изучающая самые главные, основные проблемы бытия, "сущее вообще". Однако в I в. до н.э., когда рукописи Аристотеля были систематизированы, то книги, посвященные основополагающим философским проблемам, были помещены после книг, в которых рассматривались проблемы естественной природы, — после книг по "физике". Отсюда возникло название философских рукописей Аристотеля о "сущем" — "Метафизика" ("То, что после физики").

С тех пор "Метафизикой" называют как главное философское произведение Аристотеля, так и само учение Аристотеля о сущем. Более того, со временем слово "метафизика" стало обозначать отдельную отрасль философской науки и в этом смысле оно существует до сих пор. Метафизика, как часть философии, — это учение о сверхчувственном бытие.

Ядро всей аристотелевской метафизики составляет его своеобразное учение о идеях.

 

Идея вещи

Свою философскую деятельность Аристотель начинал как искренний платоник. Однако позднее пришел к выводу, что философия Платона внутренне противоречива, причем данную противоречивость Платон не в силах преодолеть. И основное противоречие заключается в платоновском учении об идеях.

В различном понимании взаимоотношения идеи и вещи и заключается главное расхождение между Платоном и Аристотелем, из него и выросла впоследствии вся аристотелевская система философии. Аристотель выстроил целую систему доказательств ошибочности платоновского учения об идеях, которая до сих пор служит основой для критики крайностей идеалистической философии Платона.

Аристотель соглашался с Платоном в одном — в самом деле каждая вещь является результатом соединения идеи и материи. Идея в этом случае представляет собой смысл вещи (по Аристотелю — "суть бытия" вещи), материя — средство воплощения идеи. Но вот платоновское толкование взаимоотношения идеи и самой вещи Аристотеля не устраивали совершенно.

Платон считал, что идея существует сама по себе, отдельно от вещи, в мире идей, а вещь — сама по себе, отдельно от идеи, в реальном мире, являясь лишь "образцом", "копией" своей идеи. Идея — причина возникновения вещи. При этом идеи вещей живут в своем мире тоже независимо друг от друга.

Но тогда, если полностью следовать платоновскому учению, окажется, что причиной возникновения такой простой вещи как стол является бесчисленное множество идей — идея стола как такового, идея каждой ножки стола в отдельности, идея всех ножек стола вместе, идея столешницы, идея круглой столешницы, идея квадратной столешницы и т.д. до бесконечности.

Стол складывается из разных единичных частей, причиной возникновения которых были идеи этих частей. Следовательно, сам стол — это не воплощении одной идеи стола как такового, а воплощение бесчисленного множества идей. Но каким образом идеи различных частей стола, каждая из которых обладает собственным существованием, превращаются в идею стола как такового? Платон так и не смог дать точного и ясного ответа о том, в каких взаимоотношениях находятся идеи между собой. Для того, чтобы найти подобный ответ, нужно было совершенно иначе мыслить.

Аристотель понял это главное противоречие платоновского учения. И пришел к выводу, что разрешить его можно только признав, что идея вещи и сама вещь не существуют отдельно друг от друга. Нет никакого мира "эйдосов" — идея вещи находится в самой вещи. "Сама отдельная вещь и суть ее бытия есть одно и то же, — говорил Аристотель, —...знать отдельную вещь — значит знать суть ее бытия, так что и из рассмотрения отдельных случаев следует с необходимостью, что обе они нечто одно".

Более того, идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время становится и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Иначе говоря, если идея стола существует в самом столе, то она включает в себя все элементы стола, все части стола. По мнению Аристотеля совершенно нельзя отрывать единичное от общего, а общее от единичного. Общее и единичное существуют в диалектической нераздельности.

Нераздельность общего и единичного Аристотель называет цельностью или целостностью вещи. Идея вещи, будучи некой общностью и некой единичностью, в то же самое время является и определенного рода цельностью. Если удалить какой-нибудь момент цельности, то она перестанет быть цельностью. Например, если у стола отрезать одну из ножек, то он тут же потеряет свою цельность и, собственно говоря, перестанет быть столом, ибо в этом случае теряется суть его бытия, его смысл, его предназначение. Идея данного стола, как цельность, и, соответственно, сам стол перестают существовать. Таким образом, познание любой вещи заключается в познании ее "эйдоса", а значит в познании целостности вещи.

Следует заметить, что в своих сочинениях Аристотель излагает очень сложную диалектику взаимоотношений цельности, общего и единичного и для освоения ее требуется уже значительная философская подготовка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: