Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего этапа эксперимента - определить уровень сформированности экологической культуры школьников 5-х классов.

Для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников на начальном этапе учащимися экспериментальной группы были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета:

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды Ставропольского края?

4. Каким образом человек разрушает природу?

5. Какие насекомые появляются весной первыми в Ставрополе?

6. Какие животные занесены в "Красную книгу" Ставропольского края?

7. Назовите охраняемые растения Ставропольского края?

8. Что такое фотоохота?

9. Что могут сделать дети для охраны природы?

Обработка результатов. На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели мы суммировали и перевели в процентное соотношение. Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (2%), воздух (2%), животные (20%), растения (10%), человек (10%).50% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно, большинство учащихся не имеют полного представления, о том, что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы воздух и вода.

1. Что такое природа?

 2.Что природа дает человеку?

На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (50%), лекарства (10%), одежду (20%), древесину (20%).

Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся ответили на вопросы.

Однако никто не назвал топливо, чистый воздух. Состояние окружающей среды Ставрополя дети оценивают как здоровое (30%), удовлетворительное (30%), относительно хорошее (20%), неудовлетворительное (30%). 10% детей затруднились с ответом. Как видно из графика (рис.3), большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.

3.. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Каким образом человек разрушает природу?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (50%), уничто-жая зверей (20%), загрязняя воду (20%), уничтожая насекомых (10%).10% детей не дали ответа. Приведенные данные свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (2%), шмели (2%), бабочки (30%), божьи коровки (20%), муравьи (20%), сине-зелёные мухи (10%). Не смогли ответить 10% детей. Как показывают результаты анкетирования, учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.

 5. Какие насекомые появляются весной первыми в Ставрополе?

6. Какие животные занесены в "Красную книгу" Ставропольского края?

Учащиеся экспериментальной группы считают, что в "Красную книгу" нашей страны занесены следующие животные: бобр (20%), беркут (10%), олень (10%).70% детей не смогли дать ответ. Как видно из графика (Рис.6), большинство учащихся имеют представление об охраняемых животных нашей страны.

.7. Назовите растения, охраняемые в Ставрополе? большинство учащихся имеют представление об охраняемых растениях нашей страны.

8.На вопрос что такое фотоохота? 80% дали о большинство учащихся правильный ответ, что существует в природе безопасный вид охоты - фотоохота

Разноречивые ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 80% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 10% - ограждать муравейники, 30% - сажать деревья.

Рис.9. Что могут сделать дети для охраны природы?

В целом, вырисовывается следующая картина: для детей экспериментальной группы на начальном этапе природа - это животные. По их мнению, природа даёт человеку древесину. Состояние окружающей среды в городе Ставрополе дети оценивают как удовлетворительное. Человек разрушает природу, загрязняя воздух. Из животных, занесённых в "Красную книгу", дети смогли назвать бобра; из растений - кувшинку белую. Большая часть детей знает, что такое фотоохота. Для охраны природы дети могут сажать деревья и ухаживать за растениями.

Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников, послужили основой для разработки соответствующей системы внеклассных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: