Жорж Руо «Голова Христа» (1939 г.)

Информационный зал

Здравствуйте уважаемые гости! Рада приветствовать вас в центре Эрмитаж-Казань. Это первый филиал знаменитого на весь мир музея и все выставки, которые у нас проходят, собираются из его коллекции. Каждая из выставок уникальна и проходящая в данный момент не исключение.

Но прежде чем отправится в путешествие по ней, давайте познакомимся. Меня зовут Петренко Екатерина.

Сегодня я проведу вам экскурсию по выставке «Матисс.Пикассо.Шагал…Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов из собрания Эрмитажа». Это 21-я выставка центра „Эрмитаж-Казань“ и первая попытка рассказать о творчестве западноевропейских художников, используя произведения из собрания „Эрмитажа“, созданные в драматичный период между двумя мировыми войнами.

Это были десятилетия, когда на фоне краха империй, революций и возникновения фашистских режимов бурлила творческая жизнь, возникали художественные объединения, снимались выдающиеся фильмы, писалась великая симфоническая музыка, играл джаз. Выставки, кинематограф, театр, кабаре, новые танцы и ритмы. Золотые двадцатые», «ревущие двадцатые» – так окрестили эти годы, немного поутихшие с наступлением великой депрессии. Следом за ней национал-социалистский переворот в Германии, гражданская война в Испании, аншлюс Австрии и Чехии стали предвестниками грядущей мировой катастрофы, наступление которой возгласили художественные свидетельства конца 30-х годов.

Художники приходят к течениям модернизма. Это общее название направлений искусства и литературы конца 19-20 века. В широком смысле охватывает кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство (абстракционизм).

Разразившаяся в 1914 году Первая Мировая война стала катастрофическим переломным моментом в истории Европы, приведя к распаду крупнейших империй. В страшной войне человек оказался слаб перед созданной им же машиной. На смену предвоенной эйфории пришло чувство незащищенности и бессилия перед окончательно наступившим «новым веком». Теперь в творчестве художников западноевропейского Средиземноморья отчетливо выявилась тенденция возвращения к классическим основам искусства. Мастера Франции, Италии, Испании в 1920-е годы отказываются от революционных поисков в области формы и цвета. Будто услышав призыв к порядку, они создают картины, в которых царит свет, ясность, простота, гармония. Облик человека больше не искажен деформациями. Мир человека вновь обретает целостность. Художники вновь изучают великих мастеров прошлого, по-своему, в своей индивидуальной манере, перерабатывая и переосмысляя их уроки.

В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски — так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой.

Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка — то есть они способны нарисовать симпатичную вазу с цветами, закат на море или портрет, но почему-то не хотят. Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.

При этом художники разных стран воспринимают реальность по своему, и на их творчество влияет, прежде всего, война, революционные действия, политическая ситуация, которая царит вокруг.

Откликом на происходящие во всей Европе события, стало возникновение новых течений в искусстве и с некоторыми из них вы можете познакомиться в зале, где представлено искусство стран Средиземноморья 1920-30-х годов.

Одним из первых течений, которые появились в первой половине 20 века, стал экспрессионизм. Он возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Макке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.

Среди распространенных приемов — различные смещения, преувеличения, упрощения, использование пронзительных, воспаленных красок и напряженных, острых контуров.

Примером работы в этом направлении является картина Хаима Сутина «Автопортрет».

Он приехал в Париж в юном возрасте, мечтая заниматься живописью. Поселился он в известном общежитии для художников «La Ruche» (Улей) на Монмартре, районе Парижа. Это скромное общежитие стало символом истории искусства XX века. В его стенах, где нашли приют талантливые художники со всего мира, родился феномен «Парижская школа». Хаим Сутин был одним из участников этого пестрого собрания. Хотя родился он в России, имея еврейские корни, во всех документах подписывался как русский, указывая родиной Россию.

Он смотрел на мир отчаянными глазами, называя себя «проклятым художником». Но здесь он даже не художник, он просто «проклятый». Нет в его руках кисти, нет мольберта. Нет и намека на обстановку. Все внимание концентрируется на его состоянии внутренней потрясенности. «Сутин хранит трагическое выражение непонимания» - писал о нем Эринбург. Картина Хаима написана столь размашисто, на одном горячем дыхании, что в первый момент может показаться мазней или, на худой конец, злой карикатурой. Но стоит сравнить её с фотографиями автора, как сразу почувствуешь, сколько точно, ничуть не щадя себя, он схватил свои самые характерные внешние черты. Он достиг такого сходства, редкого по выразительности.

Понять, почему художник 20 века изображает себя так, не сложно. Первая Мировая война. Она в корне изменила мироощущение человека. В 1914 году многие деятели культуры добровольно отправились на фронт, приветствуя войну как очистительницу мира. Но вера в праведную её миссию, силу техники не устояла перед грохотом артиллерийского оружия. «В страшной войне человек оказался слаб перед созданной им же машиной».

Бури эпохи высекли во взгляде художника «трагическое непонимание». Он словно взирает на этот мир с немым вопросом «Что же вы сделали?»

 

Жорж Руо «Голова Христа» (1939 г.).

Несколько по-иному пишет свои картины Жорж Руо. Глубоко верующий человек, он часто изображал Христа и библейские сцены. Его мир был похож на его картины. Он художник – остро реагировавший на злость и несправедливость мира, чутко примечал боль и обиды людей. В этой работе, входящей в цикл произведений об Иисусе Христе 30-х годов, слышен голос художника. Его неприкаянность, страдания, чувствительность. Его Христос, написанный в 1939 году словно оплакивает мир, вступивший на тропу уже Второй Мировой войны.

 Собственный стиль художника заметен своей мощью, энергией. Цвета, как вы можете увидеть мрачные, бледные, контрастные. Формы в его полотнах упрощены, искажены. Мы угадываем профиль Христа скорее интуитивно, чем опираясь на детали, которых у Руо почти нет. Иисус очерчен черными контурами. Этот прием возник как воспоминание о работе в мастерской первого учителя Руо – витражиста.

Манера письма художника схожа с фовисткой – течением, возникшим примерно в одно и то же время с экспрессионизмом.

Свое насмешливое и несколько обидное прозвище фовизм (от фр. fauve — дикий) получил от критиков в 1905 году после выставки группы молодых французских художников в «Салоне независимых» в Париже. Главными героями выставки, совместно участвовавшими еще в ряде показов 1905–1907 гг., были Анри Матисс, Морис де Вламинк, Кес ван Донген, Отон Фриез, Жорж Брак, Анри Манген и др.

Бурная реакция на первое официальное выступление фовизма была свидетельством признания нового явления в искусстве. Для мещанского обывателя эта живопись была непонятной и даже шокирующей. За 2-3 года фовисты получили популярность если не у всей публики, то у ее значительной части.

Эмоции художники реализовывали почти вне предметной среды, а пятном и линией. Мир фовизма – импульсивный, хаотичный. Это фантазия автора в красках. Живопись ради живописи. Качество цвета определяется его количеством. Состояние живописного творчества доминирует над идеей.

Сравнение фовизма с экспрессионизмом, особенно ранним, напрашивается само собой – художественные приемы у обоих направлений очень похожи. И тут, и там - яркие, контрастные цвета, обобщенное, недетализированное изображение, деформации предметов, отсутствие перспективы и светотеневой проработки, грубые контуры, большие цветовые пятна и т.д.

Сходство это принимало даже организационные формы – перед Первой мировой войной фовисты очень часто выставлялись в Германии вместе с экспрессионистами. При всем при этом фовизм и экспрессионизм отличаются друг от друга, как небо и земля.

Фовизм – это совершенно французское явление, это очень позитивное отношение к жизни, гимн ее витальному началу.

Примером работы в этом направлении может служить картина Рауля Дюфи «Парусники в гавани Довиля».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: