Георг Кольбе. Гений

Скульптура, котрую вы сейчас видите, была в духе новой власти. В искусстве Третьего Рейха приветствовалась ориентация на классическое европейское наследие: античность и Ренессанс.

При поступлении в Эрмитаж статуэтка была занесена в инвентарь под названием «ариадна» и датирована 1932 годом; в действительности же она имеет название «гений», а ее модель датируется 1946. Женская обнаженная фигура олицетворяла собой гармонию и красоту. В Музее георга кольбе в Берлине хранится аналогичная эрмитажной отливка 1946 года со штампом литейной мастерской: «h Noack BerLIN». Название «ариадна» и датировка 1932 годом появились у эрмитажной статуэтки не случайно: этим годом датируется гипсовая фигура с аналогичным названием (см.: Binding 1933. S. 90). она представляла собой стоящую обнаженную женщину, правая нога которой, согнутая в колене, покоилась на камне. от эрмитажной статуэтки эта «ариадна» отличалась лишь деталями: отсутствием драпировки в правой руке и жестом левой опущенной руки, иной прической. Мотив согнутой в колене ноги, опирающейся на камень, использовался скульптором также в композиции «Фортуна», датируемой 1941-м годом. Несомненную композиционную близость «гений» 1946 года имеет также с фигурой «Размышляющего гения», созданного в 1927/1928 годах для государственной оперы Берлина (ныне – Национальная галерея государственных музеев Берлина).

Как я уже говорила, модернизм не приветствовался новой немецкой властью. В 1937 году, в Мюнхене даже была устроена выставка «Дегенеративное искусство». Её целью было дискредитация шедевров авангарда. Новое искусство считалось нацистами «антигерманским», «вырожденческим». На выставке было представлено более 20 тысяч работ художников и скульпторов. Наряду с шедеврами таких мастеров как Винсент Ван Гог, Матисс и Шагал на выставке находились рисунки и фотографии душевнобольных. Таким образом фашисткая власть хотела показать, что никакой разницы между ними нет.

Среди выставленных работ была и статуэтка немецкого скульптора Герберта Гарбе «Торс», которую вы сейчас видите.

Герберт Гарбе. Торс.

Получив классическое художественное образование того времени, Гарбе был, все же, знаком с новейшими течениями в искусстве, со многими современными ему скульпторами и художниками.

 В конце 1910-х – начале 1920-х годов он увлекся решением чисто пластических задач: его интересовало сочетание между собой разных объемов, а также соотношение плоскостей и линий в скульптуре. Для этого периода характерны произведения, составленные из обобщенных, словно сжатых форм, из них компоновались отдельные тела и группы фигур. Эрмитажное произведение демонстрирует увлечение скульптора абстрактными геометризированными объемами, что позволяет датировать его около 1920-го года. Похожая проработка формы присуща группе из дерева «сон» (1919; Sprengel-Museum, ганновер). Однако в «торсе» уже намечены и другие тенденции в творчестве Гарбе, который в середине 1920-х годов обратился к более мягкой фигуративно реалистической трактовке пластической формы.

Мастер был дружен с другим выдающимся скульптором – Александром Архипенко.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: