Штудии Александра Архипенко

Александра Архипенко - российский, французский и американский художник и скульптор украинского происхождения. Он получил образование в 1902–1905 годах в киевском Художественном училище, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но главной школой для Архипенко стал Лувр, где он изучал памятники античности, Древнего Египта, средневековья. Это было время, когда триумфально заявил о себе кубизм, через увлечение которым прошли практически все молодые авангардисты. После войны Архипенко объединил кубизм с наследием античности. Поселившись в Берлине в 1918 году, он много работает в графике, поскольку скульптурные материалы слишком дороги. Рисунки Архипенко этого периода – это исключительно штудии для скульптур. В плавных, текучих и мягких формах женских тел мастер видит их воплощение в вечных материалах. Он изучает натуру в сложных положениях и ракурсах, стремясь найти едва уловимый момент между статикой и динамикой, силой и грациозной женственностью. Другой особенностью, открывшейся Архипенко в графике тех лет, явилась возможность работать над композициями, объединявшими несколько фигур. Здесь задача усложнялась необходимостью гармонизировать отношения фигур внутри композиции.

Конечно, импульс классического искусства здесь совмещается с отголосками кубизма, ар-нуво, конструктивизма. Но это особенность искусства мастера, всегда чуткого к происходящим в мире искусства тенденциям, что свидетельствует о его способностях к ярким интерпретациям новейших тенденций современного искусства, сделавшей его из крупнейших представителей кубизма в скульптуре.

Это направление в искусстве в 1912—1914 годы переходит в фазу синтетического кубизма. Данное направление стремилось к обогащению мира созданными объектами эстетики. Для конструирования объекта используются фактура поверхности, линии и узоры. На первом этапе синтетического кубизма художники использовали аппликации для создания самодостаточного объекта. Однако в дальнейшем кубисты отказались от использования аппликаций, так как пришли к выводу, что создание полноценных комбинаций возможно без использования бумаги.

Этот этап в своем творчестве проходит и один из основоположников кубизма Пабло Пикассо.

 

Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей и гроздью винограда. 1914.

Пабло Пикассо – крупнейший мастер XX века, долгое время бывший самым дорогим художником современности. За шесть десятилетий интенсивных творческих экспериментов его почерк неоднократно менялся. «Уже в 14 лет в рисовал как Рафаэль» - говорил художник, изобретший в конце 1900-х годов кубизм. Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей была создана в 1914 году на этапе «синтетического кубизма», включающего в себя простые формы, яркие цвета и отсутствие глубины. Это итог предвоенного развития искусства художника, в чьем творчестве кубизм, миновавший несколько этапов развития, трансформировался из героических и монументальных форм в изысканную игру дробных плоскостей. Работы Пикассо принимают декоративный и контрастный характер. Картины Формы предметов дробятся на отдельные фрагменты, расположенные, кажется, почти хаотично на плоскости картона. Художник призывает зрителя стать сотворцом образа, который у каждого будет своим. Какие предметы вы здесь видите? Кто-то различит мраморную столешницу. Можно угадать контуры вазы для фруктов, на которую водружена гроздь винограда. Чуть правее обнаруживаются очертания разрезанной груши. Большая часть поверхности заполнена цветными точками в духе пуантелизм.Что они передают? Отбески света? Игру бликов? Или это абстрактная мозаика?

Пикассо было тесно в рамках традиционных видов искусства. Он берет картон, наносит на него рисунок, прибегает к кисти для расцвечивания композиции. Но этого ему недостаточно. Гроздь винограда он вырезает отдельно и приклеивает на картон. Внимательный взгляд найдет еще один фрагмент коллажа – фрагмент обоев, на которые нанесен контур груши. Пикассо дополняет коллаж опилками – элементами реального мира, представительствующими за ту реальность, которую претворяет в своем коллаже художник.

Как я уже говорила, в этой картине Пикассо есть напоминание об искусстве пуантелизм. Эту живописную технику в 1889 году вместе с Жоржем Сёра разработал французский художник Поль Синьяк. Однако на нашей выставке он представлен работами в течении неоимпрессионизм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: