Жорж Руо «Голова Христа» (1939 г.)

Информационный зал

Здравствуйте уважаемые гости! Рада приветствовать вас в центре Эрмитаж-Казань. Меня зовут Екатерина Петренко и сегодня я проведу вам экскурсию по выставке «Матисс.Пикассо.Шагал…Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов из собрания Эрмитажа».Эта выставка – первая попытка на примере произведений из собрания Эрмитажа представить искусство Европы между двумя мировыми войнами.

Это были десятилетия, когда на фоне краха империй, революций и возникновения фашистских режимов бурлила творческая жизнь, возникали художественные объединения, снимались выдающиеся фильмы, писалась великая симфоническая музыка, играл джаз. Выставки, кинематограф, театр, кабаре, новые танцы и ритмы. Золотые двадцатые», «ревущие двадцатые» – так окрестили эти годы, немного поутихшие с наступлением великой депрессии. Следом за ней национал-социалистский переворот в Германии, гражданская война в Испании, аншлюс Австрии и Чехии стали предвестниками грядущей мировой катастрофы, наступление которой возгласили художественные свидетельства конца 30-х годов.

 

В это время творили такие известные мастера как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Георг Кольбе и многие другие именитые художники. Сегодня у вас есть возможность увидеть их работы, узнать, в чём же они искали гармонии в такое тяжёлое время.

В XIX веке появилась фотография, и художники освободились от обязанности изображать мир таким, какой он есть: портреты родственников и любимых собачек стали делать в фотоателье — получалось быстрее и дешевле, чем заказывать у мастера картину маслом. С изобретением фотографии исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти. К середине XIX века некоторые начали подозревать, что реалистическое искусство — это ловушка. Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно. Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация — на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека.
Импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты — художники, которые не побоялись снова поставить вопрос о том, что важно в искусстве: каждое из этих направлений использовало опыт предыдущего поколения, экспериментируя с цветом и формой. В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски — так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой.

Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка — то есть они способны нарисовать симпатичную вазу с цветами, закат на море или портрет, но почему-то не хотят. Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.

При этом, художники разных стран воспринимают реальность по своему, и на их творчество влияет прежде всего война, революционные действия, политическая ситуация, которая царит вокруг.

Откликом на происходящие во всей Европе события, стало возникновение направления экспрессионизм.

Ярким примером работы в этом направлении является картина Хаима Сутина «Автопортрет».

Для этого стиля характерно: повышенная, взвинченная эмоциональность; экспрессивность; протест против подавления личности; стремление художника выразить себя, свой внутренний мир с максимальной обнаженностью и остротой; нервная дисгармония; неестественность пропорций; грубые, порой примитивные формы; замещение многообразия деталей и красок преувеличенной резкостью изломанных линий; условные красочные сочетания; видение мира в столкновении контрастов (белое – черное).

 

 

 


Жорж Руо «Голова Христа» (1939 г.).

Несколько по-иному пишет свои картины Жорж Руо. Глубоко верующий человек, он часто изображал Христа и библейские сцены. Его мир был похож на его картины. Он художник – остро реагировавший на злость и несправедливость мира, чутко примечал боль и обиды людей. В этой работе, входящей в цикл произведений об Иисусе Христе 30-х годов, слышен голос художника. Его неприкаянность, страдания, чувствительность. Его Христос, написанный в 1939 году словно оплакивает мир, вступивший на тропу уже Второй Мировой войны.

 Собственный стиль художника заметен своей мощью, энергией. Цвета, как вы можете увидеть мрачные, бледные, контрастные. Формы в его полотнах упрощены, искажены. Мы угадываем профиль Христа скорее интуитивно, чем опираясь на детали, которых у Руо почти нет. Иисус очерчен черными контурами. Этот прием возник как воспоминание о работе в мастерской первого учителя Руо – витражиста.

Манера письма художника схожа с фовисткой – течением, возникшим примерно в одно и то же время с экспрессионизмом.

Свое насмешливое и несколько обидное прозвище фовизм (от фр. fauve — дикий) получил от критиков в 1905 году после выставки группы молодых французских художников в «Салоне независимых» в Париже. Главными героями выставки, совместно участвовавшими еще в ряде показов 1905–1907 гг., были Анри Матисс, Морис де Вламинк, Кес ван Донген, Отон Фриез, Жорж Брак, Анри Манген и др.

Бурная реакция на первое официальное выступление фовизма была свидетельством признания нового явления в искусстве. Для мещанского обывателя эта живопись была непонятной и даже шокирующей. За 2-3 года фовисты получили популярность если не у всей публики, то у ее значительной части.

Эмоции художники реализовывали почти вне предметной среды, а пятном и линией. Мир фовизма – импульсивный, хаотичный. Это фантазия автора в красках. Живопись ради живописи. Качество цвета определяется его количеством. Состояние живописного творчества доминирует над идеей.

Сравнение фовизма с экспрессионизмом, особенно ранним, напрашивается само собой – художественные приемы у обоих направлений очень похожи. И тут, и там - яркие, контрастные цвета, обобщенное, недетализированное изображение, деформации предметов, отсутствие перспективы и светотеневой проработки, грубые контуры, большие цветовые пятна и т.д.

Сходство это принимало даже организационные формы – перед Первой мировой войной фовисты очень часто выставлялись в Германии вместе с экспрессионистами. При всем при этом фовизм и экспрессионизм отличаются друг от друга, как небо и земля.

Фовизм – это совершенно французское явление, это очень позитивное отношение к жизни, гимн ее витальному началу.

Примером работы в этом направлении может служить картина Рауля Дюфи «Парусники в гавани Довиля».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: