Анри Матисс. Балерина

В 1920 году Матисс познакомился с девятнадцатилетней девушкой, которая на протяжении семи с лишним лет была его моделью и работа с которой определила настроение многих произведений ниццского периода. Эта красивая девушка по имени Анриетт Даррикаррер занималась балетом в студии Виктории и иногда позировала фотографу. Матисса привлекли не только внешние данные Анриетты, ее точеное тело (не случайно она позировала также для его скульптуры), но и ее артистизм. Она умела перевоплощаться то в восточную одалиску, то в пылкую испанку, то в скрипачку или пианистку, а то – в танцовщицу. Матисс поощрял ее занятия танцем, музыкой и даже живописью. Иногда Анриетта позировала вместе с дочерью художника Маргерит, которая была старше ее лишь на четыре года. Семья Даррикаррер жила в Ницце неподалеку от площади Шарль Феликс, где находилась мастерская Матисса и где была написана данная картина. Исполнена она была между январем и маем 1927 года (в мае была сделана фотография для галереи Бернхейм-Жён). Интерес Матисса к балету укрепился в годы после Первой мировой войны благодаря контактам с Дягилевской труппой. Осенью 1919 года он ездил в Лондон, чтобы исполнить костюмы и декорации к постановке «Песни соловья» на музыку Стравинского. В студии Матисса имелись пачки разного цвета, использовавшиеся в качестве реквизита в двадцатые годы. Однако немногие из моделей примеряли эти костюмы. Нужны были грация и профессиональные навыки, которыми обладала Анриетта.

 

Даррикаррер позировала художнику не только для картин, но и для скульптур. На нашей выставке находится два её скульптурных портрета. «Анриетт I» и «Анриетт II». Модель этой головы была создана в Ницце в 1925 году. Она отличается мягкой реалистической трактовкой пластической формы. Полноватое лицо выглядит серьезным, даже несколько угрюмым. В последующие годы мастер дважды перерабатывал изображение Анриетты.

Как, например, здесь. Основой для третьего варианта, созданного, как и два предыдущих, в Ницце, но в 1929 году, послужил гипсовый слепок с работы 1927 года (Анриетт в то время уже не позировала мастеру). Однако Матисс значительно переработал его, сделав пластические формы более выразительными, энергичными, даже экспрессивными. В портрете трудно узнать черты Анриетт, запечатленные в скульптуре 1925 года. Очевидно, скульптор сознательно сосредоточился на решении часто пластических задач. Многие исследователи считают голову Анриетт шедевром скульптурного творчества Матисса. Она по праву является одним из основных произведений второго скульптурного периода, пришедшегося на 1918 – 1932 годы. «Анриетт III», как и предыдущая работа, была отлита в литейной мастерской Клода Вальсуни в десяти экземплярах, не считая нулевого (пробного). Согласно цифрам «7/10», эрмитажный экземпляр является седьмым. Он был изготовлен в 1954 году и сразу же подарен мастером Лидии Николаевне Делекторской.

 

Именно ей Эрмитаж целиком обязан собранием рисунков Анри Матисса. Многолетний друг и помощник великого художника, она пожертвовала свою коллекцию крупнейшим музейным собраниям России, поделив его между Государственным Эрмитажем и Государственный музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва). Потеряв в годы Гражданской войны всех родных, совсем юная Лидия Делекторская через Харбин добралась до Парижа. В дом Матисса она попала случайно, получив временную работу в мастерской мастера, а затем став сиделкой и компаньонкой жены художника. В то время она не имела никакого представления ни о современном искусстве, ни о том, с кем она повстречалась. Постепенно девушка стала необходимым человеком в доме мастера. Матисс долго присматривался к иностранке, но однажды, когда во время послеобеденного разговора в гостиной она сидела в привычной для нее позе, опустив голову на скрещенные на спинке стула руки, он нарисовал ее. Так впервые она стала моделью мастера. Знаменитые картины Матисса 1930-х годов – «Сон», «Синие глаза», «Розовая обнаженная» и, конечно же «Молодая женщина в синей блузе»– сохранили красоту и обаяние Лидии Делекторской. Последнюю вы сейчас видите.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: