КРАТКОСРОЧНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Духовно нравственное направление
«Школа юного экскурсовода»
Класс: 2
Срок реализации: 8 часов (летние каникулы)
Программу составила:
учитель начальных классов:
Хахалина Галина Анатольевна
Возраст обучающихся: 8 лет
Срок реализации: 8 часов
п. Чагода 2020 г.
Направленность программы. Программа «Школа юного экскурсовода» является программой общекультурной и интеллектуальной направленности
Новизна программы. Программа реализуется в летний период, является краткосрочной и имеет ознакомительный уровень. Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания окружающего мира. Она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетентностей, видов и способов деятельности (УУД).
Актуальность программы обусловлена тем, что востребована со стороны родителей обучающихся. В летний период у детей больше свободного времени. Актуальность представленной программы видится в том, что экскурсоведение рассматривается как одно из эффективных средств изучения истории школы, города, района, края и как одна из форм общественно-полезной деятельности учащихся.
Цель данной программы: создание условий для формирования теоретической, методической и практической компетентности обучающихся в области экскурсионной деятельности.
Задачи программы
Обучающие
· способствовать формированию знаний о краеведении
· формировать умение комплектовать фонды школьного музея, обеспечивать учет и хранение их;
· способствовать формированию навыков поисковой работы, самостоятельной работы с литературой, краеведческими источниками
Развивающие
· пробудить творческую активность ребенка;
· расширить кругозор;
· раскрыть индивидуальные способности;
· развить патриотические чувства
Воспитательные
· пробудить интерес и уважение к малой родине, к изучению истории и культуры родного села;
· приобщить учащихся к духовным ценностям своего народа;
· способствовать формированию культуры совместной работы, общения в коллективе, взаимопомощи и поддержки.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
· словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
· метод демонстраций (использование схем, карт);
· частично- поисковый (метод работы с дополнительной литературой);
· метод упражнения (вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий).
· наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;
· исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея, семейных архивов для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 8 лет
В основе обучения групповые занятия, проводимые дистанционно. Набор детей в объединение осуществляется независимо от их способностей и умений. Наполняемость группы составляет не более 15 человек.
Принцип построения программы:
- принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом;
- принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение;
- принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона;
- принцип коллективности – воспитание у детей социально – значимых качеств, развитие их как членов общества
Формы занятий
1. Теоретическая часть даёт возможность создания правильной позиции деятельности экскурсовода. Создаёт платформу для научной организации труда и основных направлений исследовательской деятельности.
2. Организация занятий в форме исследования - это одна из главных особенностей краеведческой работы. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания, которые необходимы для проведения грамотной экскурсии.
3. Экскурсия - основная цель обучения. Экскурсионная деятельность является
важной составляющей в воспитательной деятельности и развитии у детей чувства патриотизма, заинтересованности к познанию своего города, своей страны, ее истории и культуры, способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Изучение прошлого, настоящего и будущего в целом открывает возможности установления непосредственной связи времен, межпредметных и внутрипредметных курсов по истории, литературе, истории Вологодского края и мировой художественной культуре
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (8 часов).
Ожидаемые результаты освоения программы:
· Приобретение учащимися знаний об истории, культуре Вологодской области, родного города, знать историю своей семьи;
· Использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии).
· Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
· Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
· Знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд;
· развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;
· формирование широкого кругозора;
· овладение практическими навыками экскурсовода.
Формы и виды контроля
Входящий- выявить начальный уровень знаний о музее. Беседа. Экскурсия. Анализ
Текущий - описание музейного предмета – экспоната. Практикум
Итоговый - выявить знания, умения обучающихся. Ответы на вопросы и выполнение практических заданий. Игра в форме экзамена
Учебно - тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час. | Образовательные ресурсы |
1 | Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические, биологические, биографические и др.; | 2 | https://www.youtube.com/watch?time_continue=115&v=kL8PDdRb3f4&feature=emb_logo Учебный фильм «Мы идём в музей» |
2 | Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. | 2 | https://www.youtube.com/watch?v=ADKgZBOjDIo Музей кружева. Вологда Экскурсия «Птицы небылицы» |
3 | Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Цель экскурсии в музее. Знакомство с работой экскурсоводов. | 2 | https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=wTK9CZWa5_g&feature=emb_logo Вологодский музей –онлайн.Экскурсия «Кукла на счастье» |
4 | Знакомство с архивом, экспозициями, экспонатами музея. Экскурсия в краеведческий музей | 1 | https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=RbGUDGLSRbA&feature=emb_logo Экскурсия «Животные Вологодской области» |
5 | Итоговое занятие | 1 | https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=_QFakWfeLkQ&feature=emb_logo Экскурсия в Музей фресок Дионисия Ферапонтов Монастырь |
Всего: | 8 ч |