Тема: «Материальное и духовное в жизни человека»

Тема: «Стратегия жизни»

Этот первый кураторский час задает лейтмотив всего учебного года, выводя  учащегося на дорогу обобщенных размышлений о жизни как таковой.

Стратегия - (греч. stratos - «войско» + ago - «веду») - искусство использовать все ресурсы для достижения цели, подчинять всю систему действий и событий для такого достижения.

Каждый человек в какой-то момент своей жизни - «строитель»:

· я помог девушке нести тяжелую ношу - она теперь моя жена;

· я занимался спортом - у меня крепкое здоровье;

· я с детства мечтал побывать в Африке - и вот я здесь.

· Но каждый человек бывал много раз и объектом влияния обстоятельств:

· я опоздал на деловую встречу - на мое место взяли другого специалиста;

· я споткнулся, упал, сломал ногу - на конференцию поехал другой;

· на лестничной площадке сидел жалкий котенок - теперь у меня в квартире живет большой и красивый кот;

· я попал в компанию, которая любила выпить, - я стал много пить.

Стратег, чтобы знать, куда идти, должен ясно видеть свою цель - тот образ жизни, который он предпочитает. Иначе обстоятельства станут властвовать над ним.

Представим три образа жизни:

1. Дом, машина, дача, нет финансовых затруднений, наслаждаюсь жизнью, потребляю самое лучшее, развлекаюсь; толст, ухожен, важен, моден.

2. Квартира, семья, работа, книги, театр, природа, путешествия, некоторые финансовые трудности; бодр, подтянут, спортивен.

3. Финансовые операции, административная работа, дом, семья, породистая собака; строг, важен, уважают и боятся.

Предложим учащимся выбрать один из этих типов жизни.

Начинаем свободное обсуждение.

Выявляем, что стратегия жизни предполагает предварительное определение Дела, Дома, своего «Я».

Предлагаем учащимсясделать грубые стратегические наброски образа же­лаемой жизни. При желании - огласить его.

Отметим и условия, при которых человек становится стратегом жизни:

· уважать себя как человека;

· уметь планировать деятельность;

· наблюдать за разными типами избранной жизни и оценивать качество жизни других людей;

· читать много, чтобы приобрести «веер разных образов жизни» и из этого веера выбирать;

· уметь использовать неприятные обстоятельства с пользой для себя, из­влекать из них урок;

· укреплять свою волю физическими и духовными упражнениями.

Неплохо было бы просмотреть с учашимися фрагмент из фильма «Титаник»: скрипач делает свой окончательный выбор перед смертью... Можно обсудить, что породило его поведение, какая стратегия определила его тактику в страшную мину­ту жизни?

Общий вывод кураторского часа:

Я, как стратег собственной жизни, сначала определяю существующие типы жизни, анализирую их, потом избираю для себя образ жизни, достойный моего «Я».

Тема: «Судьба и жизненный путь»

В течение этого кураторского часа надо переломить бытующее среди молодёжи (заимствованное от взрослых) мнение, будто каждый человек имеет свою пред­писанную ему судьбу, изменить которую невозможно.

Судьба - течение обстоятельств, не зависящих от воли человека. При благо­приятных обстоятельствах говорят - «счастливая судьба». При неблагоприятных обстоятельствах сетуют на «горькую судьбу».

Обстоятельства эти разные: материальное обеспечение, биологическая на­следственность, хорошая школа рядом, случайно встреченный по жизни хороший человек, а иногда - камень, упавший на тебя с крыши, акула, оказавшаяся в море, когда ты купался...

Когда рождается ребенок, то он весь во власти судьбы. И его развитие цели­ком определяется влиянием тех обстоятельств, в которых он оказался.

А жизненный путь - это те события жизни, которые человек самостоятельно выстраивал, это деятельность, тобою совершенная, это дорога, выбранная тобою сознательно.

Вопрос, поставленный учащимся: «Ваша жизнь в настоящее время - это ваша судьба? Или уже можно говорить, что вы движетесь по жизненному пути, вами оп­ределяемому?»

Открывается свободный обмен мнениями.

Затем проводится игра «Мечта и цель» или «Хочу и надо».

Ставится вопрос о возможности переломить судьбу. Учащиеся приводят при­меры либо педагог обращается к известным случаям такого сопротивления печальным обстоятельствам (спортсмены, воины, артисты, водители, художники). Например, ослепшая балерина Алисия Алонсо, продолжавшая танцевать на сцене, ог­лохший актер Остужев, художник Репин (когда перестала работать его правая рука, рисовал картины левой)...

Общий вывод кураторского часа:

Древние думали, что судьбой каждого челове­ка управляют боги. Сократ первый произнес «человек», говоря о строительстве жизни. Человек, хотя и является продуктом обстоятельств, одновременно мо­жет стать хозяином этих обстоятельств.

Примечание: на кураторский час можно пригласить священника или студентов Минской духовной семинарии.

 

Тема: «Материальное и духовное в жизни человека»

 

Цель занятия не в том, чтобы определить материальное и духовное, но в том, чтобы понять их сложные взаимосвязи. Одно без другого не существует - как две полярные противоположности.

Сначала проведем своеобразную разминку: назовем всё материальное, нас окружающее; потом - всё духовное, вокруг нас расположенное.

Спросим: где искали материальное? Получим ответ: вокруг себя, вне себя.

Спросим: где искали духовное? Услышим в ответ: в собственной душе или душе другого.

Материальное доступно ощущениям: видим, трогаем, пробуем, нюхаем, слышим.

Духовное идеально, создается сознанием и в сознании располагается.

Но, тем не менее, первичный ответ не совсем верен, потому что сам человек для других людей есть материальное, доступное зрению, слуху и т.д. Вот первая трудность соотношения данных явлений. Материальное несет (или прячет) в себе духовное. А духовное материализуется, обретает форму, доступную ощущениям. Проанализируем:

- Вяжу для бабушки носки из теплой шерсти... Я люблю бабушку...

- Начал получать зарплату... Теперь проблема денег не будет семье тяжела...

- Мне нравится этот человек... Я улыбнулась и сказала ему: «Здравствуйте»...

Владимир Маяковский: «Если варишь борщ для любимого, поэмой становит­ся борщ».

Открываем свободное обсуждение: «Я наблюдал такое воссоединение».

Материальное - средство жизни. Духовное - содержание жизни. Такие раз­граничения есть только у человека. Животные имеют средства жизни, содержанием жизни выступают для них всё те же средства жизни. Приведем иллюстрации из на­блюдений за нашими домашними животными. Скажем, кот пришел к любимой хо­зяйке, она его покормила, он наелся и ушел, не сказав «спасибо». Насыщение для него - средство жизни, но оно же и содержание жизни.

Подберем разные музыкальные произведения - по качеству и содержанию. Материальное влияние на нас звуков вызывает прямо противоположные отноше­ния. Выключим неприятные звуки - отношение все равно проживается в душе. Оно наполняет душу. Вот это наполнение и есть содержание жизни человека. Поэтому мы выбираем другие звуки.

Материальное сопровождается в человеческой жизни отношением, то есть, духовным. Они всегда идут рядом. Материальное имеет смысл, если пронизано ценностным для человека отношением. Поэтому можно ошибиться и подменить од­но другим. Например, надеть дорогую вещь, думая всем доставить приятное, и... оказаться неприятной для всех.

За материальным надо всегда видеть духовное. Проанализируем простые ситуации:

- Возьми конфету, у тебя же нет денег на сладости...

- Дай-ка примерить... Мне лучше идет твоя шляпа...

- У вас такие же обои, как у нас...

А вот пример удивительный, скульптор Микеланджело после смерти не оставил после себя почти никаких материальных ценностей. Когда пришли описывать его собственность, описывать было нечего. Художника интересовал процесс творчества, деньги уходили на мрамор, инструменты и подсобный материал. Его материальное целиком подчинялось духовному.

Преобладание духовного над материальным всегда было свойственно русским. Это известно миру. Вот пример:

- В Париже на площади студенты-музыканты испол­няют Моцарта. По окончании маленького концерта проносят перед слушателями футляр. Дзынь, дзынь - звенят бро­саемые монетки, и вдруг кто-то кладет бумажную купюру. Студент подымает глаза и говорит уверенно даме: «Вы из России?!»

Гид туристической группы объясняет его уверен­ность: «Только русские могут так...»

Бессодержательная жизнь - жизнь без проживаемых отношений. Чтобы их обрести, заполняют жизнь материальным. И - попадают в западню. Дело в том, что материальным человек быстро насыщается, его потребности растут и он жаждет других ощущений. Формула такая: «Сначала конфетка - потом конфетка с ликером - потом ликер с конфеткой - потом только ликер...» Увлекшись материальным, он попадает в зависимость от потребностей. Средства жизни вытесняют содержание жизни - перед нами индивид с гипертрофированными материальными потребностями. Предлагается в заключение тест: - Навстречу идет человек, несет розу...

Вообразим такую встречу. Что мы подумали, увидев обладателя розы?

Ситуация проигрывается несколько раз. Потом идет свободное обсуждение.

  Общий вывод кураторского часа:

Гармония материального и духовного достигается, если не забывать, что материальное - всего-навсего средство, < держание жизни - духовное, то есть проживаемые отношения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: