Тема: «Миссия мужчины. Миссия женщины»

 

Этот кураторский час труден по методике его проведения. Здесь все должно быть серьезно, тонко, но проникнуто высокими эмоциями.

Помимо того что человеку приходится работать, создавать семью, воспиты­вать детей, обустраивать окружающую среду и себя самого, у человека есть ещё одно предназначение, возложенное на него самой природой. Его обычно называют миссией.

Миссия - исполнение роли, возложенной на человека самой жизнью.

В понимании миссии мужчины и миссии женщины есть две позиции. Одна -позиция житейско-обыденная. Если послушать, что говорят в повседневном обще­нии некоторые люди, то миссия мужчин и женщин проста - воспроизводить потом­ство. Другая позиция - социально-философская, произведенная с точки зрения об­щественной и культурной жизни, развивающейся жизни. Ведущее психологическое качество мужчины - разум, а женщиной движут эмоции, и сочетание того и другого рождает гармонические отношения противоположных полов. Исходя из этого, пред­назначение женщины в обществе - утверждение нежности, красоты и доброты. От мужчины ожидают ума, деятельности, силы.

Предъявим портреты Леонардо да Винчи «Джоконда» и «Дама с горностаем», или портрет Струйской кисти художника Рокотова. А рядом поместим «Давида» Микеланджело или «Петра I» художника В. Серова.

Откроем свободное обсуждение.

Женщина - эмоциональный центр семьи и фактор эмоционального состояния общества. Её влияние может иметь историческое значение. (Ю.М. Лотман говорил, что декабристов воспитал тип русской женщины конца XVIII - начала XIX века). Мужчина - рационально-действенный центр семьи и фактор развития цивилизации на Земле.

Мужчина обеспечивает материальное существование общества и близких ему людей, а женщина - носитель духовности общества и красоты взаимных отно­шений между мужчинами и женщинами.

Предложим учащимся высказаться с помощью незавершенной фразы «Меня пугает такая миссия, потому что...» или «Меня не пугает такая миссия, потому что...»

Обратим внимание учащихся на широкое бытование соответствующих поня­тиям «мужчина» и «женщина» понятий «мужик» и «баба». Предложим выдвинуть гипотезы относительно такого широкого бытования.

Откроем свободное обсуждение.

Общий вывод кураторского часа:

Родившийся человек должен стать челове­ком, вочеловечиться. Чтобы стать мужчиной или женщиной, надо обрести способность быть прекрасной женщиной и достойным мужчиной, а обрести эти ка­чества можно лишь, не забывая о своей высокой миссии на Земле.

Тема: «Язык и богатство духовной жизни человека»

Предложим учащимся в качестве эпиграфа положение немецкого ученого Л. Витгенштейна «Границы моего языка определяют границы моего мира». Обсудим первичное впечатление от этой чеканно выраженной мысли.

А далее обратимся к толковому словарю, чтобы уточнить наше понимание данного слова, столь просто и уверенно нами используемого в самых разнообраз­ных ситуациях жизни. Понятие «язык» не ограничивается речью, словами и звука­ми, произносимыми человеком: язык - широкое средство общения, включающее в себя мимику, пластику, одежду, предметы, символику, музыку, мелодику интонаций человеческого голоса, осанку, темпо-ритм движений, а также, разумеется, слово.

Произведем маленький эксперимент, проверяющий наше умение пользовать­ся некоторыми из названных средств.

Прослушаем два-три фрагмента из музыкальных произведений (имеется в виду классическая музыка), например, Вивальди, Моцарта, Глинки, Штрауса. Отме­тим влияние на наше состояние этого языка разных людей: о чем сообщают?

А затем посмотрим пантомимические картинки.

Два учащихся получают две карточки с одинаковым заданием (пусть на карточ­ке написано «Я в таинственном лесу... так красиво... удивительная птица села на ветку... Какой невиданный цветок...» Они должны изобразить воображаемую си­туацию. Хорошо, если сопровождать такую пантомиму музыкой, чтобы облегчить ученикам сценическое исполнение. Все наблюдают за происходящим. Высказывают предположения о том, что же происходило и каким было самочувствие героев. Вдруг выясняется, что, несмотря на одинаковость сюжетов, изображалось разное, потому что язык прочитывался по-разному и наблюдающими, и исполнителями.

Произносится первый, важный для понимания - вывод: мера понимания за­висит от меры владения языком, и поэтому люди могут не понимать друг друга.

А далее в такой же методической форме можно предложить разным субъек­там произносить одни и те же фразы («Рад тебя видеть», «Позволь тебе помочь») или слова («Ах!», «Хорошо», «Довольно»). Вновь выявляется разность информации от разности прочитывания используемого языка.

Полезным было бы предложить учащимся прочитать язык художника при вос­приятии художественного полотна, скажем, В. Серова в портрете артистки Ермоло­вой, Леонардо да Винчи в портрете дамы с горностаем.

Точно так же было бы интересно посмотреть, как читается учащимися язык при­роды (по материалам видеозаписи).

Возвращаясь к изречению Витгенштейна, поставим вопросы:

1. Почему же границы моего внутреннего мира зависят от искусства владения языком?

2. А зачем раздвигать границы моего языка?

3. Хорошо ли мы владеем языком человеческой культуры?

4. Можно ли самому научиться разным языкам?

5. Каковы источники этих разных языков?

Вывод кураторского часа будет звучать, вероятно, так:

Если хочешь иметь богатый духовный мир, учись понимать язык мира людей и мира природы. Благо­даря такому овладению твоя душа будет наполняться всем богатством жизни, отраженном в языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: