Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971)

Гр. 14 ГД

Литература 18.05.2020

Урок №.123 Тема. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.

Лекционный материал.

Огромную роль в пору великих испытаний сыграла поэзия, которая сумела оперативно откликнуться на события военных лет Великой Отечественной войны. Уже в первые часы битвы с врагом родилась «Священная война» В. Лебедева-Кумача (музыка А. Александрова), ставшая главной песней войны. В словах и музыке воплотились чувства народного гнева и непреклонная решимость советских людей встать на защиту Родины.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

 Широкую известность получило стихотворение А. Ахматовой «Мужество» (1942). Поэт призывает найти опору в лучших памятниках отечественной культуры. Обращение к «великому русскому слову» напоминает о древнерусской литературе с ее призывом к борьбе за свободу, к объединению перед лицом великой опасности. «Мужество» — своеобразное поэтическое воззвание:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Гневным разоблачением вражеских зверств в годы войны явились стихи и поэмы М. Алигер и П. Антокольского.

Многие поэты фронтовой поры — О. Берггольц, С. Гудзенко, Ю. Друнина, П. Коган, М. Кульчицкий, М. Луконин, А. Межиров, С. Орлов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, Н. Старшинов, Б. Окуджава и другие — встретили начало войны совсем молодыми. В грозные годы произошло их становление, они окрепли в творческом даровании, научились говорить от имени фронтового поколения. Поэтическую летопись военных лет начали создавать их более старшие коллеги.







Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971)

Поэма «Василий Теркин» (1941 — 1945) — центральное произведение Твардовского о войне. Двадцать девять глав создавались все фронтовые годы. Характерен подзаголовок-обобщение:  «Книга про бойца». Здесь создан обаятельный характер рядового солдата, человека-патриота, на которого можно положиться и в труде, и бою, душевного, не унывающего, искусного рассказчика, умеющего своим оптимизмом облегчать тяготы военных испытаний. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.   Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979) К.М.Симонов – поэт, писатель, журналист. В начале войны, в 1941 году, когда советские войска отступали, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..». Стихотворение было посвящено фронтовому товарищу, тоже поэту-фронтовику Алексею Суркову. Лирический герой в лирике К.Симонова - любящий Родину, готовый пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. Лирический герой гордится своей Родиной. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла. Константин Симонов. Жди меня. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой. 1941 Константин Симонов Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!- И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась, Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих. Ты знаешь, наверное, все-таки Родина - Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил. Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела. Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик. Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые, Покуда идите, мы вас подождем. "Мы вас подождем!"- говорили нам пажити. "Мы вас подождем!"- говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла. 1941 Михаил Васильевич Исаковский (1900 — 1973) Стихотворение «В лесу прифронтовом» (1942) посвящено картинам мирной довоенной жизни, о которой вспоминают бойцы на привале. Тот же композитор создал музыку к стихотворению, так родилась еще одна, можно сказать, народная песня. М. Исаковский мастер создания романтического пейзажа: «С берез, неслышен, невесом, / Слетает желтый лист...» По мелодичности это стихотворение-песня напоминает фрагменты цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Связанные с темой света инверсии и метафоры создают мелодичный узор поэтических строф: «Очей любимых свет...», «Пусть свет и радость прежних встреч / Нам светят в трудный час...» В песенной версии произведения  мелодия вальсирует. Романтический танец служит своеобразной мысленной дорогой желанного возвращения к мирной жизни: «Под этот вальс ловили мы / Очей любимых свет, / Под этот вальс грустили мы, / Когда подруги нет...»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: