Государственный гимн Российской Федерации

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного края

 Раскинулись наши леса и поля.               

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Ведущий приглашает на сцену передовиков производства, учебы, лучших воинов части для фотографирования у Государственного флага РФ (называет фамилии). Происходит фотографирование.

Ведущий: Для проводов Государственного флага Российской Федерации: «Смирно!».

 

Под звуки музыки М. И. Глинки «Славься» Государственный флаг РФ выносится из зала.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ

 В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ

Двуглавый орел - одна из древнейших геральдических фигур. И это вполне объяснимо. Орел, как известно, существо дневное, солнечное. Его глаза могут, не мигая, смотреть на Солнце. Он по своей природе является символом Дня и Света.

Когда изображение двуглавого орла стало использоваться в качестве государственного символа России? Откуда «прилетел» к нам державный орел?

Прежде всего, следует заметить, что первые сведения о геральдических знаках древнерусских князей относятся к середине X века. Рассказывая о походе русов на Бердаа в 943-944 годах, Ибн-Мискавейх отмечает, что во всех местах, где они собирали дань, русы оставляли свой знак (кусок глины с печатью), дабы знать, где уже собрали, а где еще нет. Специалисты считают, что этим знаком мог быть герб Игоря, княжившего в те годы. Подделывать княжеский герб или подменять другим, а также посягать на собственность, помеченную им, считалось на Руси тяжким преступлением.

Начертания гербов того времени, не отличавшиеся многообразием, сводятся в схему двузубых изображений, реже - трезубых. Отлитые из бронзы гербы носили на груди княжеские тиуны, ими заверяли государственные документы.

К XIII веку древнерусские геральдические знаки исчезают. По мнению академика В. Л. Янина, в результате эволюции гербов их схема упростилась настолько, что уже не позволяла создавать варианты, отмечающие индивидуальную принадлежность. В результате герб теряет признак персональной принадлежности и приобретает в дальнейшем родовой или территориальный характер.

В домонгольское время на Руси появились новые эмблемы – «предгербы» государства, - символика которых была более понятна средневековому россиянину. Так, родовым знаком владимиро-суздальских и галицких князей стал лев, на других гербах встречаются изображения медведя, единорога.

Во времена татаро-монгольского нашествия развитие государственной символики, естественно, задерживалось, но совсем не останавливалось. Мало того, под влиянием внешней опасности на монетах и печатях разрозненных русских княжеств появляется ряд изображений, из которых возникают общегосударственные эмблемы, олицетворяющие объединение русских земель вокруг Москвы.

Как символ государственности двуглавый орел впервые «взлетел» на Руси в конце XV века при великом собирателе земли русской Иване III. Гордая птица была изображена, - правда, пока еще без каких-либо атрибутов - на оборотной стороне одной из самых известных русских печатей - княжеской, привешенной к грамоте 1497 года. На лицевой стороне изображалась фигура Ездеца - всадника, поражающего копьем змея, - символизирующая не столько власть самого великого князя, сколько идею национального объединения. Москва и Новгород постоянно претендовали на первенство, именно поэтому, видимо, следует понимать появление этой новгородской геральдической фигуры на государственной печати. С этого времени, как считали Н. М. Карамзин и другие историки, орел, объединенный с Ездецом, становится государственной эмблемой.

Откуда же «прилетел» двуглавый орел в феодальную Русь? Исследователи связывают его появление с освященным в 1472 году Римской католической церковью браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софьи Палеолог. Породнение династии Рюрика с византийской династией явилось событием величайшего значения. Оно символизировало преемственность власти московских князей от Византии и ставило Московского великого князя в один ряд с европейскими государями

При Иване Грозном, с объединением русских земель вокруг Московского великого княжества, в гербе произошло соединение: щит с изображением Ездеца перемещается на грудь птицы. Постепенно старый римско-византийский орел, утрачивая свой упрощенный, натуралисти­ческий силуэт, начинает наливаться силой, оживает, готовясь к державному полету. По мере формирования абсолютистской монархии происходит постепенное возвеличивание державной птицы: над головами появляются короны, а в когтистых лапах - скипетр и держава. Корона (от лат. corona - венец) - знак царской, королевской власти - свое происхождение ведет от лаврового венка победителя спортивных соревнований в античные времена, отличившегося военачальника или должностного лица.

Со временем золотой двуглавый орел с изображением Святого Георгия на груди приобрел значение исключительно российского явления. После свержения татаро-монгольского ига (1480) величавая птица вспорхнула на шпиль Спасских ворот Московского Кремля, олицетворяя независимость го­сударства, верховную власть государя-самодержца, идею объединения русских земель.

С восшествием в 1613 году на престол царя Михаила Федоровича - первого из династии Романовых, - ознаменовавшим окончание недоброй памяти Смутного времени, определяется тип герба: двуглавый Орел с тремя коронами. Царь Алексей Михайлович впервые повелел составить рисунок Государственного герба, а в 1 654 году на печати, приложенной к жалованной царской грамоте Богдану Хмельницкому, зафиксировано первое изображение Орла под тремя коронами и с символами власти - скипетром и державой - в лапах. Орел стал изображаться с распростертыми крыльями. Снятие с герба церковных атрибутов воспринималось как знак единения народов России независимо от их религиозных убеждений.

Однако шел этот процесс постепенно. Первоначально три короны символизировали Святую Троицу, затем - единство трех царств: Казанского, Астраханского, Сибирского - и лишь по позднейшей, конца XIX века, трактовке - триединство восточных славян: великороссов, украинцев и белорусов. Имели эти символы государственности и вещественное выражение, причем весьма ценное.

В начале XVIII столетия Петр I издал специальный указ, в котором говорилось, что «государству принадлежащие вещи, а именно государственное яблоко, корона, скипетр, ключ и меч имеют в царской рентерии (казне) в большом сундуке за тремя замками в сохранении быть...» Ныне эти шедевры можно увидеть в собрании Государственной Оружейной палаты Московского Кремля.

Скипетр и державу Орел впервые взял в свои когтистые лапы при Алексее Михайловиче (1629-1676). Скипетр (от греч. skeptron) как символ высшей власти мы видим еще у Зевса Громовержца. Широко использовался этот знак в античные времена, как венценосными правителями, так и верховными должностными лицами, например римскими консулами. В качестве обязательной регалии скипетр присутствует в ритуалах коронации европейских государей в средние века. Упоминается он и в «Чине величания» русских царей XVI века. Англичанин Горсей, присутствовавший на коронации сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича, рассказывал: «На голове царя был драгоценный венок, а в правой руке жезл, сделанный из кости единорога, трех с половиною футов длиною, обсаженный дорогими каменьями...» «Яблоко царского чина», «держава Российского царствования» подобно скипетру в качестве атрибута власти была известна русским государям с XVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова, 1 сентября 1598 года, патриарх Иов подал ему вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко при в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данные тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних...».

При Петре Великом, с учреждением ордена Святого апостола Андрея Первозванного, в 1699 году изображение ордена и орденской цепи введено в Государственный герб, при этом цепь окружала обременяющий Орла щиток с Андреевским (косым) крестом. После принятия Петром I титула императора короны, венчающие Орла, заменены на императорские, в щитке на его груди вновь стал изображаться Всадник, который в 1727 году впервые официально назван Святым Георгием Победоносцем.

Следует отметить, что Святой Георгий всегда почитался на Руси как покровитель воинов, землепашцев и всей Земли русской. Изображение Небесного Воина на белом коне, поражающего копьем Змия, помещалось на великокняжеских печатях, знаменах (стягах) княжеских дружин, на шлемах и щитах русских воинов. Оно издревле украшало герб Москвы, ведь Святой Георгий со времен Дмитрия Донского считался покровителем города.

Легенда о деяниях Святого Георгия уходит корнями в глубь столетий. В начале первого тысячелетия нашей эры в Римской империи шла жестокая борьба с нарождавшейся христианской религией и ее последователями. Тогда и возникла легенда о Святом Великомученике и Победоносце. Георгий был воином в римской армии, отличился во многих боях и походах. Как гласит легенда, он принял учение Христа. Император Диоклетиан, которому донесли о воине-христианине, подверг его ужасным мучениям: его жгли каленым железом, бросали в котел с рас­плавленным свинцом, колесовали. Но каждый раз по воле Божьей он воскресал.

В это время на земли Диоклетиана напал крылатый Змий, пожирая девушек, которых выбирали по жребию. Однажды жребий выпал дочери императора прекрасной Елизавете. Но она не погибла в пасти чудовища - появился Георгий и сразил Змия. Благодарные жители приняли Христианство, а Георгий за стойкость в Вере и усмирение Змия был одним из первых причислен к лику святых.

В 1036 году Ярослав Мудрый основал в Киеве монастырь Святого Георгия и учредил День Святого Георгия 26 ноября, когда, по преданию, Святым был усмирен Змий.

При императрице Екатерине I окончательно установлена цветовая гамма герба: черный Орел на золотом (желтом) поле, белый (серебряный) Всадник на красном поле. Император Павел I, приняв титул великого магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского (так называемого Мальтийского), повелел было изображать Орла с Мальтийским крестом на груди и на нем щиток со Святым Георгием. Но вступивший в 1801 году на престол император Александр I восстановил петровское изображение Государственного герба.

Начатая по инициативе императора Николая I реформа российской геральдики привела к созданию нового рисунка Государственного герба (художник А. А. Фадеев). Проект вызвал множество возражений. Однако император Александр II, внеся в герб некоторые исправления и дополнения, 11 апреля 1857 года утвердил его. Во второй половине XIX века были составлены не только так называемый Малый герб, но и Средний и Большой гербы Российской Империи. Последний включал в себя, кроме щита с двуглавым Орлом, изображения архангелов - щитодержателей и шлема Святого Александра Невского, сень, мантию, титульные гербы. В царствование императора Алексан­дра III внесены некоторые изменения в Большой Государственный герб (утвержден 24 июля 1882 года), Средний и Малый гербы (23 февраля 1883 года).

При последнем Романове герб Российской Империи не претерпел никаких изменений.

Временное правительство не отменило царский герб, но удалило с державного Орла гербы и эмблемы монархического характера: короны, скипетр, державу. В таком «ощипанном» виде Орел и был принят на герб «свободного» Российского государства. Так на новом историческом витке замкнулось многовековое кольцо истории: Орел Временного правительства практически ничем не отличался от двуглавого Орла Ивана III.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 16 ноября 1993 года № 740-рп была образована Комиссия по разработке проекта Государственного герба Российской Федерации, которая в двухнедельный срок представила его Президенту РФ. Окончательный вариант Государственного герба Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 года. Автор эскиза герба художник Е. И. Ухналев.

Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» был принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года и подписан Президентом РФ 25 декабря 2000 года.

Государственный герб Российской Федерации является официальным госу­дарственным символом Российской Федерации. Он представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым Орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе Орла - скипетр, в левой - держава. На груди Орла, в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ

Каждое государство имеет свои символы: государственные, общенациональные. Они олицетворяют систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившиеся в нем обычаи и традиции.

Есть такие символы и у Российской Федерации. Это, прежде всего, Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, Знамя Победы и могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены.

Глубокий смысл несут в себе полосы нашего Государственного флага. Белая всегда означала Свободу, синяя - Богородицу, под покровом которой находится Россия, красная - Державность. Исследования показывают, что основным видом славянских и древнерусских знамен были военные. После крещения Руси боевые стяги и знамена стали в прямом смысле слова священными. На них изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. На Куликовом поле русские полки сражались под огромным «чермным» (багряно-красным) стягом Дмитрия Донского с Нерукотворным Спасом.

Особым типом знамен становятся к XVI веку «государевы большие знамена» (царские стяги). Они делались в единственном числе, были роскошны и одновременно являлись стягами всех вооруженных сил, и даже всего Русского государства. К ним можно отнести: «червчатое» (красное) знамя «Всемилостивого Спаса» Ивана Грозного (1562); его же лазоревый стяг (1560).

Первым государственным и династическим знаменем России можно считать белое гербовое знамя царя Алексея Михайловича. На белом шелковом полотнище с алой каймой был помещен золотой русский орел, на груди которого в щите – «царь, колющий копьем змия», а также выписаны полный титул царя и губернские гербы России.

Появление в России трехцветного (поясного, с горизонтальным расположением полос) бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг. для защиты торговых караванов на Волге и Хвалынском (Каспийском) море была построена флотилия, в том числе корабль «Орел» - первенец отечественного военного кораблестроения. Встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля.

В документах о строительстве корабля педантичный капитан Бутлер отметил: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». Это значит, что военный корабль должен иметь государственный флаг державы. Из сохранившихся документов известно, что царь отпустил на корабельные флаги материи трех цветов: красную, белую и синюю (по имеющимся данным, около 220 метров), но рисунок самих флагов до нас не дошел.

Такого же цвета флаг использовал и Петр I. Так, «дедушка русского флота» - ботик Петра I, на котором он в молодые годы плавал по реке Яузе, в Измайловском пруду в Москве и на Плещеевом озере, познавая морскую премудрость, несет на своих бортах, флаге, гюйсе и вымпеле именно бело-сине-красные цвета.

В начале XVIII века стяг описывали так: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия». Такой флаг развевался на корме корабля «Крепость», прибывшего из Азова в Стамбул в 1700 году для заключения перемирия с Османской империей; в 1716 году он реял на флагмане «Ингерманланд», когда Петр командовал при о. Борнхольм соединенными флотами Англии, Голландии, Дании и России. Под ним, как под боевым армейским, сражались русские войска в 1700 году под Нарвой.

Мало кто знает, что в начале Северной войны (сначала в сухопутной армии, а затем постепенно, с 1703 по 1712 год, и на флоте) утвердился также один из красивейших флагов мира - Андреевский. Государственная власть и церковь поддерживали культ первосвятителя и покровителя мореплавателей. 20 января 1705 года Петр I передал бело-сине-красный флаг торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных судах, так и бело-сине-красный на коммерческих указывали на государственную принадлежность корабля.

Р

усская армия при Петре преимущественно сохраняла бело-сине-красную символику. Кайма ротных знамен составлялась из бело-сине-красных треугольников и полос той же расцветки. Воротники гвардейских мундиров были красными и синими, перьевые султаны у гвардейских гренадеров бело-красными. Тех же цветов были темляки палашей. И самое главное - офицеры поверх мундиров носили широкий бело-сине-красный шарф с кистями, сплетенными из серебряных, синих и красных нитей.

Многие в России оспаривали бело-сине-красные цвета флага, считали их не «национальными». В послепетровское время под влиянием немецкого окружения царствующих особ национальные цвета почти угасли.

Петр III ввел именной бант - черный с желтыми полосками по краям и приказал в те же цвета окрашивать будки часовых и стойки для ружей. Екатерина Великая придала этому сочетанию цветов еще большее значение, так как оно было присвоено учрежденному в 1769 году национальному военному ордену Святого Великомученика Победоносца Георгия. Орден представлял собою белый крест с изображением всадника, поражающего змея, на ленте, состоявшей из трех черных и двух желтых (позднее оранжевых) полос.

При Павле I не только банты на шлемах, но и другие детали головных уборов стали черно-оранжевыми - султаны, репейки, этишкеты. В черно-желто-белые полосы окрашивались указатели, шлагбаумы, пограничные, верстовые и фонарные столбы, мосты, перила, казенные склады и караульные будки. Только на флотских флагах еще сохранялось бело-сине-красное сочетание.

После крушения наполеоновской Франции и образования в 1815 г. «Священного союза» получилось так, что Россия, Австрия и Пруссия в своей государственной символике использовали практически одинаковые цвета. У Пруссии был черно-белый флаг, черные и желтые полосы имели флаги многих немецких княжеств; общегерманский флаг - черно-красно-желтый. В России, ориентировавшейся на немецкие образцы, эти цвета также приобрели государственное значение. Что касается бело-сине-красных цветов, то они постепенно становились народными - ими украшались ярмарки, выставки и народные гулянья на масленицу. Однако 11 июня 1858 г. император утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях». Государственные цвета были возведены к «палеологическому» Орлу и армейским кокардам: черно-желтой Павла I и белой (серебряной) Петра I и Екатерины II.

В

месте с тем, поскольку народная молва связывала бело-сине-красные цвета с именем Петра Великого, они сохраняли свое значение и почитались как исторические, «петровские». Бело-сине-красные флаги окружали памятник великому реформатору, открытый в 1852 г. на берегу Плещеева озера, развевались в 1872 г. в Санкт-Петербурге на праздновании 200-летнего юбилея царя. А 7 мая 1883 г. было объявлено повеление императора Александра III «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях», в котором прямо указывалось: «...когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов». «Борьба флагов» завершилась в 1896 г., когда Особое совещание при Министерстве юстиции накануне коронации Николая II ответило на вопрос о том, какой флаг следует считать «народным» (национальным), или «государственным». Совещание пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное основание называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный - именоваться государственными; флаг же черно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований».

После Февральской революции 1917 года Временное правительство употребляло в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Не все знают, что и Советская Россия не сразу отторгла трехцветный символ России. Лишь 8 апреля 1918 года Яков Ммихайлович Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом.

Удивительное совпадение: спустя 73 года, 8 апреля 1991 г., день в день, правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного национального флага. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 21 августа 1991 г. постановила «считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным Национальным флагом Российской Федерации». Через три дня он был поднят над Московским Кремлем, а 27 августа - в Нью-Йорке перед зданием ООН.

Федеральный конституционный закон о Государственном флаге Российской Федерации был принят Государственной Думой в декабре 2000 г.

Государственный гимн

Торжественная песнь - гимн занимает особое место среди высших официальных символов государства. Подобно всем общенациональным символам, гимны народа - это сокровищница его национальной культуры. Как никакие другие музыкальные произведения, они способны с необычайной силой воскрешать образы прошедших эпох, утверждать преемственность поколений, сплачивать и вдохновлять нацию. Особая торжественность и праздничность гимнов пробуждают и усиливают национальное и государственное самосознание, а в международных делах ритуал исполнения гимнов, как и приветствия флагами, служит выражением высших почестей представителям иностранной державы. Исполнение гимна государства, так же как и подъем его флага, требует обязательного вставания гражданских лиц и выполнения воинского приветствия военными.

В России длительное время не было своего гимна. Вплоть до XVII века во время государственных церемоний и событий общегосударственного значения исполнялись православные церковные песнопения. В эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться «виватные канты» - патриотические песнопения, перемежавшиеся пением «Многие лета». Канты восхваляли Бога, «российского орла» - царя и русское оружие. Они исполнялись вплоть до 80-х годов XVIII века.

В течение всего XVIII века функции гимна выполнял средневековый общеевропейский псалмовый гимн «Тебя, Бога, хвалим». Его исполняли после побед русских войск, в конце торжественных молебствий и в «царские» дни императорской семьи, а также после застольных здравиц.

К хвалебным кантам, ораториям примыкал старейший русский «Преображенский марш Петра Великого», созданный ближе к концу царствования «фундатора Отечества». В 1805 году поэт С.Н. Марин написал к нему слова «Пойдем, братцы, за границу, бить Отечества врагов» (позже составлен другой текст: «Знают турки нас и шведы»). Марш исполнялся при выходах императора, на парадах и приемах послов. С этим маршем русские войска одерживали свои прославленные победы. Он звучал при штурме Измаила (1790), под Бородином (1812), Лейпцигом (1813).

К концу XIX века марш элитного полка Российской Империи стал главным в России. С 1917 года «Преображенский марш» некоторое время выполнял функции государственного гимна.

В отличие от этого полкового марша другой – «Гром победы» - стал неофициальным гимном со дня своего создания. Огромную роль он сыграл в Отечественной войне 1812 года. Этот марш стал символом дворянской эпохи; частое исполнение на торжествен­ных церемониях придало ему функции дворянского гимна. Однако он никогда не был официально-государственным и центральная власть никогда не ставила вопроса о его утверждении в этом качестве.

Оба победных марша – «Преображенский» и «Гром победы» - ярче всего отразили век славы русского оружия. Они пробуждали чувство долга, веру в непобедимость русского воинства, готовность к самопожертвованию во славу Отечества. В период между 1790 и 1801 годами композитор Д. С. Бортнянский создал национальный духовный (небогослужебный) гимн на слова М. М. Хераскова – «Коль славен наш Господь в Сионе», построенный на основе православных и народных напевов. Гимн скоро стал популярным и любимым народом. В XIX - начале XX века светлая и возвышенная мелодия «Коль славен» исполнялась во время крестных ходов и церковных парадов, при погребениях офицеров, на церемониях производства в офицеры, а также в армии и на флоте на вечерней заре. В нотных изданиях XIX века он сопровождался недвусмысленной пометкой: «национальный русский гимн». С 1856 по октябрь 1917 года часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля вызванивали 37 колоколами «Коль славен» и «Преображенский марш». Попытка использовать «Коль славен» при Временном правительстве в качестве государственного гимна не увенчалась успехом. А с августа 1918 года эти мелодии курантов были заменены международным пролетарским гимном «Интернационал» и траурной песней «Вы жертвою пали» на мотив старинного похоронного марша.

Первым официальным государственным гимном России была «Молитва русских», слова которой написал поэт В.А.Жуковский:

    Боже, Царя храни!

    Славному долги дни

    Дай на земли!

    Гордых смирителю,

    Слабых хранителю,

    Всех утешителю -

    Все ниспошли!

Как все гимнические песнопения, «Молитва русских» была краткой и легко запоминающейся. 19 сентября 1816 года «Молитву», с двумя дополнительными куплетами, сочиненными А.С.Пушкиным, пели при праздновании годовщины Царскосельского лицея. Тогда же Александр I издал указ исполнять «Молитву русских» полковым оркестром всегда при встречах императора.

Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем Алексея Федоровича Львова. 25 декабря 1833 года, в день празднования годовщины изгнания французов из России, «Боже, Царя храни» было исполнено во всех залах Зимнего дворца, где собрали войска. Этот день стал официальной датой рождения государственной молитвы Российской Империи за своего царя - официального гимна вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения императора Николая II от престола:

Боже, Царя храни.

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам.

Царствуй на страх врагам.

Несложную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Вся гениальность тут состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего шесть строк текста и шестнадцать тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор - трижды.

Государственный гимн подлежал обязательному исполнению на военных парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в армии и на флоте, встречах императорской четы с войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских учебных заведениях. Гимн звучал на всех официальных церемониях, открытиях выставок и ярмарок, фабрик и при освящении храмов, на балах, во время торжественных застолий и т.п. В представлении большинства русского народа царь был священным национальным символом, воплощавшим идею независимости, целостности и величия страны. Царь после Бога считался первым хранителем русской земли, заступником «простых» людей и Православия, «спасителем веры и царства», высшим идеалом и средоточием «Святой Руси». Многие плакали и крестились при виде царя, целовали края его одежды, обувь, даже место, где он стоял. Исполнение гимна, своего рода «молитвы за царя», усиливало эти чувства, а во время боевых действий поднимало дух воинов. Примечателен случай, происшедший с крейсером «Варяг» и канонерской лодкой «Кореец» 27 января 1904 года. Оба корабля шли на свой последний бой с японской эскадрой с пением «Боже, Царя храни». Вслед за матросами гимн подхватили музыканты оркестра. По свидетельству капитана «Варяга» В.Ф.Руднева, это вызвало необычайный энтузиазм.

Вместе с Государственным гимном во время войн часто исполнялась молитва «Спаси, Господи, люди твоя», которую иногда называли вторым, народным гимном. После первой постановки 21 ноября 1836 года оперы композитора М.И.Глинки «Жизнь за царя» на официальных и неофициальных празднествах в качестве национально-патриотического гимна звучал гимн-марш «Славься» на слова Е.Ф.Розена.

После Февральской революции непродолжительное время роль гимна выполняла «Русская Марсельеза». Поиск нового государственного гимна продолжался вплоть до апреля 1918 года уже при новой власти.

Однако ни один из вариантов не был воплощен в жизнь. Необходимость встречать послов, иностранные делегации, глав государств заставила использовать как временный государственный гимн «Марсельезу».

Затем по предложению В. И. Ленина, «в новых условиях» «непримиримой классовой борьбы» «Марсельезу» заменили «Интернационалом». 10 января 1918 года на III съезде Советов он исполнялся уже как гимн победившей пролетарской революции. Так после 1917 года Россия временно приняла не национальные, а международные гимны – «Интернационал» и «Марсельезу». «Интернационал» почти 26 лет (до конца 1943 года) оставался официальным Государственным гимном СССР.

В ночь на 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал новый Государственный гимн СССР «Союз нерушимый республик свободных» (музыка А. В. Александрова, текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана). С 15 марта 1944 года этот гимн стал исполняться повсеместно. После разоблачения культа личности И. В. Сталина, во времена «хрущевской оттепели» и позже, гимн исполнялся без слов. И только после утверждения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года новой редакции текста и музыки Государственного гимна СССР (с 1 сентября 1977 года) он стал исполняться в полном виде.

Государственным гимном Российской Федерации первоначально стало музыкальное творение М. И. Глинки, написанное композитором как набросок национального (государственного) гимна в XIX веке, в 1834 году, несколько позже произведения А. Ф. Львова. Более века эта прекрасная, волнующая мелодия пролежала невостребованной. В 1944 году ее обработали для Всесоюзного радио, и с тех пор она часто звучала по радио под названием «Патриотическая песня». Впервые как гимн это полузабытое музыкальное произведение было исполнено на сессии Верховного Совета РСФСР 23 ноября 1990 года.

С декабря 2000 года Государственным гимном Российской Федерации стал советский гимн на музыку А. В. Александрова. Текст гимна, который тоже получил законодательное утверждение, написал С. В. Михалков.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом.

Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: