Библиография статей по теме: «Формирование алгоритмического мышления младших школьников»

1. Автор: Еремеева Н.Н.

 

Название статьи: Формирование алгоритмического мышления у школьников в ходе групповой работы

 (Еремеева Н.Н. Формирование алгоритмического мышления у школьников в ходе групповой работы // Пермский педагогический журнал. – 2013. - № 4. – С.86-89)

Ссылка:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-algoritmicheskogo-myshleniya-u-shkolnikov-v-hode-gruppovoy-raboty/viewer

 

Краткое содержание статьи:

 

В статье описан успешный опыт формирования алгоритмического стиля мышления у учащихся начальной школы. Показаны возможности формирования этого типа мышления в условиях малой группы. Раскрыта динамика складывания группы учащихся в начальной школе, начиная с первого класса. Приводятся правила взаимодействия детей в группе для достижения цели – формирования алгоритмического мышления средствами решения проблемной ситуации.

В статье дано определение «Алгоритма», как  набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата при решении задачи за конечное число действий. Алгоритмический стиль мышления – это система мыслительных действий, приемов, которые направлены на решение как теоретических, так и практических задач, результатом чего являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.

Автором выделены три основные фазы при формировании алгоритмических понятий в школе:

1. Введение алгоритма:

а) актуализация знаний;

б) открытие алгоритма учащимися под руководством учителя;

в) формулирование основных шагов алгоритма, выведение формулы

алгоритма.

2. Усвоение алгоритма: отработка отдельных операций, входящих в алгоритм и усвоение их последовательности.

3. Применение алгоритма: отработка алгоритма в знакомой и незнакомой ситуациях.

Автор утверждает, что усвоение алгоритма можно производить по-разному: можно давать алгоритмы в готовом виде, чтобы их заучить, а затем закрепить путем многократных упражнений. Но учитель может подвести учеников к открытию алгоритма ими самими. Этот способ требует большего времени, но очень ценен. Систематическая работа по развитию алгоритмического мышления приносит свои плоды: при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики применяют алгоритмы, при этом допуская меньшее количество ошибок. Со временем возрастает количество детей, справляющихся с заданиями повышенной сложности. Таким образом, можно говорить, что выбранные формы и методы развития алгоритмического мышления развивают самостоятельность, приучают делать выводы, обосновывать свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

 

 

2. Авторы: Нурмагомедов Д.М., Гашаров Н.Г., Рамазанова Э.А., Атлуханова Л.А., Арсланалиева Д.И.

 

Название статьи: Формирование алгоритмических умений у младших школьников в процессе обучения математики

 (Нурмагомедов Д.М., Гашаров Н.Г., Рамазанова Э.А., Атлуханова Л.А., Арсланалиева Д.И Формирование алгоритмических умений у младших школьников в процессе обучения математики // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - № 5 (72). С.133 - 136)

Ссылка:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-algoritmicheskih-umeniy-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-matematike/viewer

 

Краткое содержание статьи:

 

В статье обосновывается необходимость и возможность формирования алгоритмических умений в процессе обучения математике младших школьников. Формирование алгоритмических умений очень важно и с точки зрения пропедевтики.

Поэтапно-пошаговое описание различных процессов доступно учащимся начальных классов. Если продолжить эту работу в последующих классах, в сторону постепенного усложнения, то изучение математики и информатики в определенной степени не будет вызывать затруднений. Определены основные составляющие алгоритмических умений, выделены способы действий учителя и учащихся, связанные с формированием умений конструировать алгоритмы на примере алгоритма деления с остатком.

Авторы статьи утверждают, что эффективным средством формирования у младших школьников основ учебной деятельности является развитие у них алгоритмических умений.

Под алгоритмическими умениями авторы понимают умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умение выражать свои действия понятными языковыми средствами.

Таким образом, алгоритмические умения по своей сути имеют аналогичную структуру со структурой учебной деятельности: целеполагание, планирование, выполнение, контроль и коррекцию. Человек, владеющий алгоритмическими умениями способен планировать последовательность своих действий, направленных на достижение поставленной цели, удерживать цель на протяжении всего хода выполнения задания, контролировать и оценивать правильность его выполнения и при необходимости, осуществлять коррекцию своей деятельности.

В статье показано, что формирование алгоритмических умений учащихся происходит при изучении всех учебных предметов в начальных классах, но целенаправленный смысл этот процесс приобретает лишь в процессе обучения математике, в которой воспитание у учащихся умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые алгоритмы относится к числу важнейших составляющих учебной деятельности младших школьников.

В статье приведены три алгоритма деления с остатком, которые можно использовать в процессе обучения математике младших школьников.

В заключении авторы делают вывод, что ориентация процесса обучения математике на формирование алгоритмических умений способствует повышению эффективности обучения, усиливает его развивающие возможности, является необходимым условием становления алгоритмической культуры младших школьников. А в свое время алгоритмическая культура, проявляющаяся в умениях учеников действовать по заданному алгоритму, умениях «открывать» алгоритмы и выбрать рациональный алгоритм, являющиеся универсальными учебными действиями, – это важное учебное достижение личностных и метапредметных результатов обучения математике в начальных классах.

 

3. Авторы: Атлуханова Л.А., Нурмагомедов Д.М.

 

Название статьи: Проблема формирования алгоритмической культуры у младших школьников средствами УМК «Школа России»

 (Атлуханова Л.А., Нурмагомедов Д.М Проблема формирования алгоритмической культуры у младших школьников средствами УМК «Школа России» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. - № 4 (25). – С. 41-44)

Ссылка:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-algoritmicheskoy-kultury-u-mladshih-shkolnikov-sredstvami-umk-shkola-rossii/viewer

 

Краткое содержание статьи:

 

Статья посвящена проблеме формирования алгоритмической культуры у младших школьников в процессе обучения математике средствами УМК «Школа России». Выделены умения, входящие в понятие «алгоритмическая культура». Определены основные этапы формирования алгоритмической культуры у учащихся: 1) мотивация введения алгоритма; 2) введение алгоритма; 3) усвоение алгоритма; 4) применение алгоритма. Конкретизированы эти этапы, на примере ознакомления учащихся с алгоритмом деления с остатком.

В статье авторы утверждают, что ведущую роль в формировании алгоритмической культуры учащихся принадлежит математике, в процессе изучения которой алгоритмические и различные операционные действия, формирование умений действовать по данному алгоритму и составлять новые алгоритмы относятся к числу важнейших составляющих содержания деятельности обучения математике. Поэтому к числу ведущих содержательно методических линий обучения математике относится и алгоритмическая.

Авторы приводят основные свойства, присущим каждому алгоритму:

- дискретность – алгоритм должен представлять собой процесс решения задачи как последовательности элементарных (или ранее определенных) шагов действий следующих друг за другом. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось выполнение предыдущего;

- детерминированность – каждое действие алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять исполнителю никакой свободы выбора;

- результативность – алгоритм должен приводить к решению любую задачу из данного класса задач за конечное число шагов;

- массовость – алгоритм предназначен не для решения одной конкретной задачи, а для решения любой задачи из данного класса однотипных задач.

В статье авторами выделены умения, входящие в понятие алгоритмической культуры:

1) умение действовать по данному алгоритму безошибочно;

2) умение «открывать» алгоритм;

3) наглядно представлять, изображать алгоритмы;

4) переходить от развернутых действий к свернутым и наоборот;

5) находить более рациональные алгоритмы;

6) расчленять сложную задачу на более простые;

7) умение обосновать полученный алгоритм;

8) видеть взаимосвязь алгоритмов.

В статье приведены этапы формирования алгоритмической культуры у учащихся и рассмотрена реализация этих этапов на примере формирования у учащихся алгоритма деления с остатком.

В начале детям можно предложить решать примеры типа: 15:5, 28:7, 10:4.

Первые два они могут решить используя знания таблицы умножения, а при

решении последнего примера возникает проблемная ситуации, связанная с дефицитом имеющихся у учащихся ЗУН.

Здесь возникает потребность выяснить, как же можно решить этот пример.

Путем анализа ситуации они находят новый способ выполнения этого задания: нужно нарисовать 10 точек, обвести их по 4. В результате находят ответ – частное 2 и еще 2 точки оказались лишними.

Далее решая несколько аналогичных примеров, учащиеся открывают новый

способ выполнения действия.

На следующем этапе детям предлагается выполнить следующие задания:

9:4; 8:5; 47:6.

 

4. Авторы: Нурмагомедов Д. М., Магомедов Н. Г., Атлуханова Л. А.

 

Название статьи: Формирование алгоритмической культуры в процессе развития вычислительных умений у младших школьников

(Нурмагомедов Д. М., Магомедов Н. Г., Атлуханова Л. А. Формирование алгоритмической культуры в процессе развития вычислительных умений у младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2016. - № 4 (10). – С. 97-102)

 

Ссылка:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-algoritmicheskoy-kultury-v-protsesse-razvitiya-vychislitelnyh-umeniy-u-mladshih-shkolnikov/viewer

 

Краткое содержание статьи:

 

В статье раскрыто понятие «алгоритмическая культура, выделить основные этапы ее формирования и на их основе конкретизировать методику ознакомления младших школьников с алгоритмом письменного вычитания чисел с переходом через разряд.

В статье описаны пути усовершенствования методики ознакомления младших школьников с алгоритмом письменного вычитания чисел с переходом через разряд, определены задачи развития и роль алгоритмической культуры в этом процессе.

Авторами, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделены следующие этапы ознакомления младших школьников с различными алгоритмами:

I этап – мотивация изучения алгоритма. На этом этапе происходит актуализация знаний, умений и навыков, необходимых для введения и обоснования алгоритма, показ необходимости алгоритма для решения практических задач.

II этап – введение алгоритма. Основная цель этого этапа – подведение учащихся к «открытию» нужного алгоритма и его формулировка.

III этап – усвоение алгоритма. В процессе реализации этого этапа происходит от-работка операций, входящих в алгоритм, усвоение их последовательности.

IV этап – применение алгоритма. Главная цель этого этапа – применение алгоритма в знакомых и незнакомых ситуациях.

В статье рассмотрена реализацию выделенных этапов на примере ознакомления учащихся с алгоритмами письменного вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

Проведенная экспериментальная работа по формированию у младших школьников алгоритмической культуры позволило авто-рам конкретизировать методику ознакомления младших школьников с алгоритмом письменного вычитания чисел с переходом через разряд.

 

 

5. Авторы:  Борзенко О.А., Василенко А.С., Голенкова А.С.

 

Название статьи: Методические условия развития алгоритмической деятельности младших школьников в процессе обучения математике

(Борзенко О.А., Василенко А.С., Голенкова А.С. Методические условия развития алгоритмической деятельности младших школьников в процессе обучения математике // Педагогические науки. – 2019. - № 1 (3). – С. 53-56)

 

Ссылка:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-usloviya-razvitiya-algoritmicheskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-matematike/viewer

Краткое содержание статьи:

 

Цель статьи – обосновать методические условия развития алгоритмической

деятельности младших школьников на уроках математики.

Авторы уверены, что начальная школа представляет собой новую ступень в жизни ребенка: младший школьник начинает систематическое обучение в образовательном учебном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия

с окружающими миром. Начальное образование является базой всего последующего обучения. В условиях современной начальной школы все большее значение приобретает компьютерная грамотность обучающихся. Именно в начальных классах осуществляется пропедевтика такой грамотности, в частности, формирование алгоритмического стиля мышления. Овладение обучающимися алгоритмами формирует алгоритмический стиль мышления, необходимый в составе компьютерной грамотности. Такой стиль мышления – особый вид интеллектуальных умений обучающихся, показатель их умственного развития. Суть алгоритмического мышления состоит в оперативности,

строгой последовательности выполнения зафиксированной системы операций.

Авторы утверждают, что методика обучения должна быть сориентирована на такую особенность алгоритмического мышления. Обозначенная проблема актуальна с разных точек зрения (теоретической и практической), отвечает основным требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам образовательной деятельности детей. В рамках указанной проблемы авторы прописывают методические условия развития алгоритмической деятельности обучающихся; рассматривают основные виды алгоритмов; особенности их использования на

уроках математики в начальной школе; показывают основные направления формирования алгоритмического стиля мышления у младших школьников.

В статье приведена характеристика основных видов алгоритмов.

 

Приведена система заданий по формированию алгоритмического стиля мышления младших школьников.

 

6. Авторы: Магомеддибирова З. А., Магомедов Н. Г., Омарова А. А.

Название статьи: Задания творческого характера как средство

формирования логических универсальных учебных

действий на уроках математики в начальных классах

(Магомеддибирова З. А., Магомедов Н. Г., Омарова А. А Задания творческого характера как средство формирования логических универсальных учебных

действий на уроках математики в начальных классах // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2016. - № 4 (10). – С. 74-78)

 

Ссылка:

https://cyberleninka.ru/article/n/zadaniya-tvorcheskogo-haraktera-kak-sredstvo-formirovaniya-logicheskih-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-matematiki-v-nachalnyh/viewer

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: