Цель: Рассмотреть концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении, познакомить со схемой построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).
Основные понятия: смысл труда, ЛПП - модель построения профессиональной перспективы, профориентация, профессиональный выбор, «профконсультация», личностное самоопределение.
Темы и задания для обсуждения:
- Профессиональное самоопределение как поиск смысла труда.
- Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.
- Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант модели профессионального самоопределения.
- Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов.
- Активность и активизация в профессиональном самоопределении.
Основная литература:
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2005. - 336 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
- Пряжникова Е.Ю.Профориентация: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 496 с.
|
|
Дополнительная литература:
- Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник / Е. А. Климов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Московского университета, 2004; М.: Академия, 2004. - 336 с.
- Моргунов В. Многомерный анализ достижений ученика для профилирования и профориентации / В. Моргунов// Педагогическая диагностика. - 2006. - №2,с.124-134.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Академия», 2004 г.- 480 с.
Вопросы и задания:
- Профессиональное самоопределение — это процесс или результат? Почему?
- В чем состоит смысл профориентационной помощи?
- Что такое ЛПП?
- Какой смысл для профконсультационной помощи имеет выделение и осознание факторов профессионального выбора? Приведите примеры основных факторов выбора. Объясните, почему именно эти факторы основные. Могут ли у разных людей быть разные основные факторы выбора?
- Должен ли профконсультант помогать человеку самоопределиться в условиях откровенной диктатуры?
Задания для самостоятельной работы:
Выполнить упражнения
Упражнение 1. «Я хотел бы иметь работу, которая давала бы мне возможность...»
№ | Я хотел бы иметь работу, которая давала бы мне возможность... | Профессии, которые это обеспечат |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
Цель: выяснить, удовлетворение каких потребностей призвана обеспечить предполагаемая работа.
|
|
Упражнение 2. «Дела, которыми я люблю заниматься»
№ | Дела, которыми я люблю заниматься | Степень важности | Как я могу делать это чаще? |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 |
Цель: познать свои желания, возможно, связанные с будущей профессией.
Порядок работы
1. Занесите в список 14 дел, которыми вы любите заниматься: читать, устраивать вечера, играть в футбол, работать в саду и т.д. Вы также можете записать дела, которыми никогда не занимались, но очень хотели бы попробовать.
2. Выделите степень важности занятий по трехбалльной шкале (А - очень важно, Б - важно, В - не так важно).
3. В тех местах, где вы написали «А», заполните третью колонку.
Рекомендуемая литература:
- Берг В. Карьера — суперигра. - М., 1998.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2004.
- Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 1995.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.
Занятие № 3.