следующих компетенций:
Компетенции | Код по ФГОС ВПО |
владеет моральными нормами и основами нравственного поведения | ОК-3 |
способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды | ОПК-6 |
способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности | ПКПП-8 |
способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности | ПКПП-10 |
способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения учащихся | ПКПП-11 |
Готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию учебного процесса в сельской школе | ПКСП-8 |
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- теоретические и практические вопросы профориентации в культурно-историческом аспекте;
- особенности психолого-педагогического сопровождения выбора профессии;
- специфику профориентационной помощи различным образовательно-возрастным группам;
|
|
- этические проблемы профессионального консультирования.
Уметь:
- использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;
- оказывать определять приоритеты профориентационной работы в современной России;
- разрабатывать и апробировать в работе наиболее эффективные системы профориентационной работе на уровне ОУ региона;
- использовать в работе различные варианты составления профессиограмм, профотбора, составлять схемы анализа;
- уметь составлять схемы анализа профессий и варианты ее использования в работе с группой и в индивидуальной профконсультации;
- осуществлять поиск и подбор информации с использованием интернет-ресурсов для решения поставленной задачи;
- проводить консультации, профессиональное обследование, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся.
Владеть:
- методами и формами профориентационной работы, психотехнологиями профконсультирования;
- активизирующими методиками в профконсультационном процессе;
- умением использовать схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения;
- методами принятия профконсультационного решения.
Структура и содержание дисциплины модуля «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них: 34 часа аудиторной нагрузки, 2 часа кср, 36 часов самостоятельной работы.
Она рассчитана на изучение в течение одного семестра (4), включает лекционные, практические занятия, кср и самостоятельную работу студентов.
|
|
Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется рейтинговая система оценки уровня освоения учебной дисциплины.
Содержание дисциплины разделено на три модуля, по окончании изучения которых осуществляется текущий контроль усвоения учебного материала. В течение семестра проводятся модульно-рейтинговые мероприятия, в том числе и в форме компьютерного тестирования для проверки самостоятельной работы студентов.
Таблица 2
Тематический план дисциплины
Наименование разделов, тем
| Всего аудиторных часов | СРС
| Всего часов | |||
Количество часов лекций | Практические занятия | КСР | Итого аудиторных часов | |||
Раздел 1 | ||||||
Тема 1. Профориентация в культурно-историческом контексте. Возникновение и развитие. | 2 | 2 | 4 | 2 | 6 | |
Тема 2. Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессии. | 2 | 2 | 4 | 2 | 6 | |
Тема 3. Типологии профессионального и личностного самоопределения | - | - | - | 2 | 2 | |
Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию | 2 | 2 | ||||
Раздел 2 | ||||||
Тема 4. Специфика профориентационной помощи различным образовательно- возрастным группам. | 2 | 4 | 6 | 2 | 8 | |
Тема 5. Методы и формы профориентационной работы | 2 | 2 | 4 | 2 | 6 | |
Тема 6. Профессиографические основы профконсультирования и профотбора | 2 | 4 | 6 | 2 | 8 | |
Тема 7. Психолог-консультант как субъект организации сопровождения человека в профессиональном и личностном самоопределении | - | 2 | 2 | 2 | ||
Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию | 2 | 2 | ||||
Раздел 3 | ||||||
Тема 8. Ценноснтно-смысловые основы профессионального самоопределения. | 2 | - | 2 | 2 | 4 | |
Тема 9. Сущность активизации самоопределяющейся личности. | - | 2 | 2 | 2 | 4 | |
Тема 10. Методы активизации профессионального самоопределения. | - | 2 | 2 | 2 | 4 | |
Тема 11. Основы организации и планирования профориентационной работы. | 2 | - | 2 | 2 | 4 | |
Подготовка к 3-му текущему контрольному тестированию | 2 | 2 | ||||
Итого по трем разделам | 14 | 20 | 34 | 26 | 60 | |
Подготовка к зачету | 4 | 4 | ||||
Вариативная составляющая самостоятельной работы | 6 | 6 | ||||
Контроль самостоятельной работы | 2 | 2 | 2 | |||
итого | 14 | 20 | 2 | 36 | 36 | 72 |
Содержание теоретического материала
Тема 1. Лекция №1 (2 часа) Профориентация в культурно-историческом аспекте.
Психологические причины появления профориентации. Развитие профориентации в России и зарубежных странах. Профориентация как элемент государственной политики и как частная проблема. Госслужба профориентации и комплексное профконсультирование. Профориентация как система.
Тема 2. Лекция №2 (2 часа) Сущность психолого-педагогического выбора профессии.
Соотношение понятий: «профориентация» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», «карьера», «профессиональный выбор».
Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.
Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов. Основные задачи и уровни профессионального самоопределения.
Тема 3. Типология профессионального и личностного самоопределения.
Основные ориентиры самоопределяющегося человека. Типы и уровни самоопределения. Смысл труда как регулятор профессиональных выборов. Проблема построения семейной карьеры. Многомерность пространства самоопределения.
|
|