Процесс изучения дисциплины направлен на формирование

следующих компетенций:

 

Компетенции Код по ФГОС ВПО
владеет моральными нормами и основами нравственного поведения ОК-3
способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды ОПК-6
способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности ПКПП-8
способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности ПКПП-10
способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения учащихся ПКПП-11
Готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию учебного процесса в сельской школе ПКСП-8

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- теоретические и практические вопросы профориентации в культурно-историческом аспекте;

- особенности психолого-педагогического сопровождения выбора профессии;

- специфику профориентационной помощи различным образовательно-возрастным группам;

- этические проблемы профессионального консультирования.

Уметь:

- использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

- оказывать определять приоритеты профориентационной работы в современной России;

- разрабатывать и апробировать в работе наиболее эффективные системы профориентационной работе на уровне ОУ региона;

- использовать в работе различные варианты составления профессиограмм, профотбора, составлять схемы анализа;

- уметь составлять схемы анализа профессий и варианты ее использования в работе с группой и в индивидуальной профконсультации;

- осуществлять поиск и подбор информации с использованием интернет-ресурсов для решения поставленной задачи;

- проводить консультации, профессиональное обследование, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся.

Владеть:

- методами и формами профориентационной работы, психотехнологиями профконсультирования;

- активизирующими методиками в профконсультационном процессе;

- умением использовать схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения;

- методами принятия профконсультационного решения.

Структура и содержание дисциплины модуля «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся».

 

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них: 34 часа аудиторной нагрузки, 2 часа кср, 36  часов самостоятельной работы.

Она рассчитана на изучение в течение одного семестра (4), включает лекционные, практические занятия, кср и самостоятельную работу студентов.

Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется рейтинговая система оценки уровня освоения учебной дисциплины.

Содержание дисциплины разделено на три модуля, по окончании изучения которых осуществляется текущий контроль усвоения учебного материала. В течение семестра проводятся модульно-рейтинговые мероприятия, в том числе и в форме компьютерного тестирования для проверки самостоятельной работы студентов.

 

 

Таблица 2

Тематический план дисциплины

Наименование разделов, тем

 

Всего аудиторных часов

СРС

 

Всего часов

Количество часов лекций Практические занятия КСР Итого аудиторных часов
Раздел 1            
Тема 1. Профориентация в культурно-историческом контексте. Возникновение и развитие. 2 2   4 2 6
Тема 2. Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессии.     2 2   4 2 6
Тема 3. Типологии профессионального и личностного самоопределения   - -   - 2 2
Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию         2 2
Раздел 2            
Тема 4. Специфика профориентационной помощи различным образовательно- возрастным группам. 2   4   6 2 8
Тема 5. Методы и формы профориентационной работы 2         2   4 2 6
Тема 6. Профессиографические основы профконсультирования и профотбора   2 4   6 2 8
Тема 7. Психолог-консультант как субъект организации сопровождения человека в профессиональном и личностном самоопределении - 2   2   2
Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию         2 2
Раздел 3            
Тема 8. Ценноснтно-смысловые основы профессионального самоопределения. 2 -   2 2 4
Тема 9. Сущность активизации самоопределяющейся личности. - 2   2 2 4
Тема 10. Методы активизации профессионального самоопределения. - 2       2     2 4
Тема 11. Основы организации и планирования профориентационной работы. 2 -   2 2 4
Подготовка к 3-му текущему контрольному тестированию         2 2
Итого по трем разделам 14 20   34 26 60
Подготовка к зачету         4 4
Вариативная составляющая самостоятельной работы         6 6
Контроль самостоятельной работы     2 2   2
итого 14 20 2 36 36 72

 

Содержание теоретического материала

 

Тема 1. Лекция №1 (2 часа) Профориентация в культурно-историческом аспекте.

Психологические причины появления профориентации. Развитие профориентации в России и зарубежных странах. Профориентация как элемент государственной политики и как частная проблема. Госслужба профориентации и комплексное профконсультирование. Профориентация как система.

 

 

Тема 2. Лекция №2 (2 часа) Сущность психолого-педагогического выбора профессии.

Соотношение понятий: «профориентация» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», «карьера», «профессиональный выбор».

Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов. Основные задачи и уровни профессионального самоопределения.

 

Тема 3. Типология  профессионального и личностного самоопределения.

Основные ориентиры самоопределяющегося человека. Типы и уровни самоопределения. Смысл труда как регулятор профессиональных выборов. Проблема построения семейной карьеры. Многомерность пространства самоопределения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: