Упражнение «Искусство общения»

Инструкция. Перед каждым участником лежит карточка с тезисом. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий. Другие участники могут дополнять ответ выступающего собственными комментариями.

Тезисы:

1) Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

2) Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

3) Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

4) Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

5) Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

6) В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

7) Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

6. Упражнение «Желаю Вам…»

Инструкция. Упражнение проводится в круге. Задача — сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

Примечание. В завершение педагог-психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.

Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»

Мультфильм снят российским режиссером Н. Березовской в 2000 г. Главный герой — маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.

К сведению. В 2001 г. на фестивале анимационного кино в Анесси (Франция) мультфильм получил награду в номинации «За самый смешной мультфильм в мире».

Комментарий. В ходе обсуждения подведите участников к выводу: мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон»; представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

Обратная связь

Инструкция. Используя рисунок, участники должны оценить семинар-практикум по категориям: деятельность ведущего, содержание занятия, оценка собственной работы на семинаре, психологический климат в группе, — поставив оценку по 10-балльной шкале.

Рисунок для обратной связи • Скачать в pdf

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Как диагностировать эмоциональные отношения в семье воспитанника

Елена Захарова
канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова




Психическое развитие, самоощущение ребенка зависят от того, понимают и принимают ли его мама и папа. Методика ОРДЭВ Е.И. Захаровой позволяет выявить, насколько гармоничны детско-родительские отношения, и на основании ее результатов дать родителям рекомендации об улучшении взаимодействия с ребенком, укреплении эмоционального контакта с ним.

Характеристики детско-родительского взаимодействия

Взаимодействие родителя и ребенка — сложный процесс, в котором ученые выделяют когнитивную и эмоциональную стороны. До последнего времени основное внимание исследователей уделялось когнитивной стороне взаимодействия, тогда как содержание эмоциональной понималось скорее интуитивно. В ее описании используются такие характеристики, как чувствительность, эмоциональный контакт, эмоциональное принятие, эмпатия, эмоциональная поддержка, чувства во взаимодействии, эмоциональный фон общения, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия. Объем этого перечня говорит о неоднородности и многогранности психологической реальности.

Опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОРДЭВ) (приложение) был разработан на основе представлений автора о конкретном содержании характеристик взаимодействия, об особенностях их связи между собой, т. е. структуре этого взаимодействия.

Первую группу составляют характеристики, которые отражают особенности восприятия — распознавания эмоционального состояния партнера по общению. Поскольку восприятие имеет деятельностную природу, необходимо понимать, что распознавание эмоционального состояния человека требует учета системы признаков. Практика показывает, что родители могут быть в большей или меньшей степени чувствительными к ребенку.

Как реагирует родитель на то или иное состояние ребенка зависит от отношения к нему. Особенности восприятия во многом определяются чувствами, которые испытывает участник взаимодействия к своему партнеру. Этим объясняется субъективность восприятия. Детско-родительские отношения — в этом смысле не исключение. Отношение матери к сыну или дочери служит той призмой, через которую преломляется ее представление о состоянии ребенка и причинах, его вызвавших. Характеристики, раскрывающие это отношение, объединены в отдельную группу.

Внешние поведенческие проявления детско-родительского взаимодействия. Если характеристики первого («воспринимающего») и второго («отношенческого») блоков сами по себе недоступны для объективного наблюдения, то могут быть зафиксированы видимые модели поведения ребенка и родителей, в которых проявляются и особенности восприятия эмоционального состояния, и отношение к партнеру взаимодействия. Такие поведенческие проявления представляют собой интегративные характеристики эмоциональной стороны взаимодействия, могут составить третью группу.

Валидность методики

Основание для того, чтобы судить об уровне выраженности тех или иных характеристик взаимодействия, — степень согласия респондентов с рядом утверждений, которые автор многократно фиксировал в ходе своей консультативной практики. В методике использован широкий диапазон таких суждений, что делает ее реалистичной и достоверной в глазах родителей.

Апробация методики на широкой выборке матерей и их детей дошкольного возраста дала возможность определить средние показатели выраженности характеристик взаимодействия.

Валидность методики проверялась путем определения ее внутренней согласованности, а также степени согласованности ее итогов с результатами проективной методики «Родительское сочинение» и наблюдения за реальным взаимодействием в диаде — «Проба на совместную деятельность».

За время практического использования методика зарекомендовала себя как надежное средство работы практического психолога. Возможность охарактеризовать взаимодействие через ряд характеристик, получить своего рода его профиль, позволяет сделать рекомендации прицельными и конкретными. Это обеспечивает высокую эффективность коррекционной работы.

Кроме широкого распространения в практике консультирования по вопросам детско-родительских отношений, методика стала средством научного исследования. Ее использование в целом ряде диссертационных работ способствовало получению важных и надежных результатов.

Опросник позволяет выявить степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в конкретной диаде «мать — ребенок». Он содержит 66 утверждений и направлен на определение выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка, объединенных в три блока.

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) — согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества, и три — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках), согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.

1. Блок чувствительности:

  • способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);
  • понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);
  • способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).

2. Блок эмоционального принятия:

  • чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);
  • безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
  • отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
  • преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).

3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:

  • стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
  • оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
  • ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);
  • умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).

Как проводить обследование

Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить по 5-балльной шкале, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, родитель, который заполняет анкету, шесть раз указывает степень своего согласия с утверждениями каждой из характеристик взаимодействия. Утверждения, которые имеют положительную и отрицательную направленность, повышают достоверность оценки.

Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели каждой из них и преобразовать по формуле:

где: а, b, с — оценки положительных утверждений;

d, е, f — оценки отрицательных утверждений.

Складываем оценки положительных утверждений и вычитаем оценки отрицательных. В результате указанных вычислений измеряем степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.

При апробации методики для каждого показателя были подсчитаны средние (M) и критериальные значения (N) (таблица). Указанное число величины N — крайнее значение, которое с учетом среднего квадратичного отклонения может принимать отдельная характеристика, не выходя из области средних значений. Если в конкретной диаде показатель принимает значение ниже обозначенного N, можно вынести заключение о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: