· Основні ознаки федерації
· Особливості розподілу політичної влади у державах-федераціях
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство. Те или иные элементы федерации существовали еще в условиях античной Греции, в современном смысле эта форма государственно-административного устройства связана с возникновением буржуазного общества. Одной из первых федераций была Нидерландская республика, состоящая из 7 соединенных провинций.
Федерация характеризуется следующими чертами:
- субъекты федерации (штаты, земли, республики, кантоны, провинции и др.) обладают определенной юридической и политической самостоятельностью;
- они наделены правом издания законодательных актов в пределах установленной компетенции;
- субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему (к примеру, в одних штатах США отменена смертная казнь, в других – нет);
- двухпалатный парламент (в одной из палат – представители субъектов федерации);
- возможно наличие двойного гражданства.
Федеративное устройство характерно для многонациональных государств. Они могут существенно различаться по величине и по числу входящих в них членов. Так, например, Бельгию составляют три субъекта, Швейцарию – 23, а США – 50. В состав Российской Федерации входят 84 субъекта федерации. Федерациями также являются: Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, ФРГ.
Разделение властей - один из главнейших стабилизаторов в политической системе общества.
Итак, абсолютная власть принадлежит только народу и он распределяет ее посредством выборов между различными органами государства, которые ограничивают друг друга и выполняют строго определенные функции.
Разделение властных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, особенно, когда речь идет о субъектах, обладающих собственным суверенитетом и строящих свои взаимоотношения с центром на договорных началах, носить качественно иной характер, чем просто разделение власти по горизонтали между законодательными, исполнительными и судебными органами в рамках единой федерации. Скорее здесь можно говорить о такого рода распределении федеративной власти, которая предполагает достижение между субъектами конституционно-правовых соглашений.
Носителем законодательной власти и представительным органом является федеральное собрание. Исполнительной властью наделено правительство. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и президент оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так. Президент будучи главой государства, является верховным представителем и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он надзелен необходимыми полномочиями и прерогативами. Но государственную работу вершит не один президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами.
В сфере взаимодействия с парламентом Президенту принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы.
Чітке визначення поняття «Політичний режим»
Политический режим - это совокупность средств и методов,с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы,способов голосования и принципов принятия решений,образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.
Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.