Ход выполнения задания

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КООРДИНАТИ ПРОФЕССИИ?

Какие бывают психологические типы профессий?

По предмету труда можно вьіделить пять типов профессий:

1. К профессиям типа «человек-человек» относятся те, которые связаны с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый ипспектор). Профессии зтого типа предьявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять видержку, спокойствие и доброжелательность, речевне способности.

2. Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, инженер-конструктор), зксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, токарь), ремонтом техники (механик). Зтот тип профессии требует от работника високого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательньгх навыков, ловкости.

З Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, зкономист, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман), со звуковими сигналами (радист). Профессии зтого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимання, усидчивости.

4. К типу «человек-художественный образ» относятся профессии, связанные      с созданием, проектированием, моделированием

художественных произведений (художник, журналист, модельер), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, цветовод-декоратор). В данном случае от человека требуется развитый художественный вкус, високая эстетическая чувствительность, богатое воображение.

5. К типу «человек-природа» относятся профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Зтот тип предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости результатов, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

По характеру труда выделяются два класса профессий:

1. Профессии исполнительского класса связаны с соблюдением имеющихся правил и нормативов, работой по заданному образцу, следованием инструкциям, стереотипним подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, социальннй работник, машинист, оператор, плотник, кассир, парикмахер, озеленитель). В основном профессии зтого класса не требуют высшего образования.

2. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартних решений, требуют независимого и оригинального мышления, високого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).

 

Дифференциально-диагностический опросник

Ход выполнения задания.

Преподаватель обращается к испытуемым со словами: «Предположим, что п осле соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли»?

Отвечая на вопрос «Что бы вы предпочли из двух возможностей?», необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), деятельности (Б) по отношению к (А), и поставить «+» в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответов.


А


ИЛИ                    



1.Ухаживать за животными.


1. Обслуживать машины (следить, регулировать).



2. Помогать больным    

людям.


 2. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных ма­шин.


 


3.Следить за качеством книжных плакатов, художест-венных открыток, грампластинок.

  4. Обрабатывать материалы (дерево, металл, пластмассу и т.д.).

   5.Обсуждать научно-                                                          популярные статьи.

 

   6. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)


3. Следить за состоянием, развитием растений.

 

4. Доводить товары до потребите­ля, продавать, рекламировать.

 

 

 5. Обсуждать художественные книги, книги (или пьесы, концерты).

 

 

6. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполне­нии каких-либо действий (трудо­вых, учебных, спортивных).







7.Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты ).


7. Управлять каким-либо грузовым средством - трактором, теплово­зом и т.д.


8. Сообщать, разъяснять людям  8. Оформлять выставки, витрины
нужные им сведения (в справочном, (или участвовать в подготовке

     бюро, на экскурсии и т.д.).        пьес, концертов).

9. Ремонтировать вещи, изделия      9. Искать, исправлять ошибки в
(одежду, технику), жильё.               текстах, таблицах, рисунках.

 


10. Лечить животных.


      10. Выполнять вычисления,  расчёты.


 


11.Выводить новые сорта растений.

 

12. Разбирать споры, ссоры между людьми,убеждать, наказывать, поощрять.

13.Наблюдать или изучать работу кружков художественной само­деятельности.


 

 11.Конструировать, проектировать      

  новые виды промышленных изде­лий  

  (машины, одежду, дома, про­дукты

  питания и др.).

12.Разбираться в чертежах, схемах,          таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13. Наблюдать изучать жизнь ми­-
кробов.


 


14. Налаживать  

медицинскую аппаратуру (приборы и др.).


14. Оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях и т.д.


 15.Составлять точные описания-отчёты 15. Художественно описывать,
о наблюдаемых явлениях, событиях, изображать события (наблюдае-измеряемых объектах и др. мые и представляемые).

16.Делать лабораторные анализы  16. Принимать, осматривать боль ных,

в больнице.                                      беседовать с ними, назначать лечение.


                                                                                         



 


17. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

18. Организовывать культпоходы  сверстников или младших школьников в театры, в музей, туристические походы и т.д.


 

17. Осуществлять монтаж или сбор машин, приборов.

 

18. Играть на сцене, принимать участие в концертах.


 


19. Изготовлять по чертежам детали,      19. Заниматься черчением, ко-

 изделия (машины, одежду),                        пировать черчением,                       

 строить здания.                                            копировать чертежи, карты.

 

20. Вести борьбу с болезнями                     20. Работать на клавишах

растений, вредителями леса.                       (пишущей машинке и т. д.)

 

Примечание. Поставить условные обозначения соответствующих сфер деятельности (П-Т-Ч-З-Х) в верхних клетках только после того, как испытуемые проставили соответствующие суммы в нижних клетках столбцов

 

 

 

                             Лист ответов

Ф.И.О.______________________________

Дата________________________________








































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: