Словарь специальных терминов но изобразительному искусству

Аксессуар - в изобразительном искусстве — второстепенная деталь, дополняющая характеристику центрального образа. Аллегбрня - иносказание; в изобразительном искусстве - олицетворе­ние некоторых отвлеченных понятий через изображение заменяющих их образов, существ и предметов. Аль фрёско - см. «А фреско>.

Ансамбл ь — в изобразительном искусстве — единство, гармоничная целостность художественного произведения.

Архитектоника — совокупность структурных элементов композиции. А сЕкко — разновидность фресковой росписи; 'живопись выполняется по высохшей известковой штукатурке.

АссИст — линии (штрихи, лучи) или орнаментальные мотивы,исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою

Атрибут - постоянный отличительный признак того или иного героя

или явления.

Атрибуция — определение принадлежности художественной принадлежности тому или иному автору, мастерской, школе, времени и т.д.

А фрЕско (фрески) — основная разновидность фресковой живописи, выполняется по свежей известковой штукатурке и в отличие от «а секко» имеет соединительные швы и процарапанные по поверхности контуры рисунки — прориси

Блик - самое светлое, часто блестящее место на поверхности предмета, которое соответствует выступающим и наиболее освещенным его чистим.

Буквица - см. Инициал.

Восковая живопись — см. Энкаустика.

ВохрЕние (охрЕние) - прием постепенного высветления деталей лица и открытых частой тела многократными прописками по ровному основ­ному тону (санкирю); основные разновидности вохрения - плавь и от­борка.

Геометрический орнамент - разновидность орнамента, составленного из геометрических элементов и, как правило, лишенного наглядных при-шикоа изобразительности.

Гравюра - 1. раздел графики, включающий произведения, выполнен­ные посредством печатания с гравированной доски; 2. произведение со­ответствующего раздела графики.

Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве ри­сунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Граффити - древние и средневековые надписи, нацарапанные на сте­ках зданий, сосудах и прочих предметах.

Графия - контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штука­турке, предваряющий живописное изображение.

ГрифОн - фантастическое существо с крыльями, львиным телом и го­ловой.

Грунт - в технологии живописи - тонкий слой специального состава

(клеевой, масляный или эмульсионный), покрывающий основу (дерево, холст, картон и т.д.) с целью придать ее поверхности нужные художни­ку цветовые или фактурные свойства.

ДвижкИ - светлые мазки, подчеркивающие выступающие части лиц, рук, ног и других деталей, завершающие пробелку и вохрение.

ДЕнсус отдельная композиция или ряд иконостаса, в центре которых изображен Христос, а пи бокам в молитвенных позах Богоматерь и Иоанн Предтеча Их представительство часто дополняют апостолы, архангелы,

часть окружности, эллипса, параболы и т.п.; 2. крестовый - НОЯИТ опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах и образуется при пересечении под прямым углом двух цилиндрических гнидой; 3. сомкнутый — по всему периметру перекрываемого сооружении опирается на стены (или арки, балки) и образуется наклонным по заданной кривой продолжением; 4. крестчатый - сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, и» пересечении которых стоит световой барабан; 5. купольный (парусный) обычно опирается на круглый в плане барабан или полукруглые в плимо стены абсид и представляет собой полушарие.

Связи — деревянные или железные прямоугольные в сечении брусы, которые закладывались в стены или стягивали пяты арок или сводни для погашения распора.

СЕни — нежилое помещение, расположенное между отдельными клптн-ми в избе или хоромах и между отдельными палатами в каменном зда­нии. Обычно в сени с улицы вела лестница.

Скит - небольшой уединенный монастырь; кельи отшельников или об- щежитий старообрядцев, находящиеся в отдалении от поселений. СкуфьЯ - верхняя часть купола, имеющая форму шарового сегмента. СлОбоды - особые поселения (ремесленные, монастырские, иноземные, стрелецкие, ямские и др.) пригородные либо входящие в городскую чер­ту, временно освобожденные от повинностей.

СолеЯ несколько повышенная часть пола храма перед алтарем. Софит — обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, вы­носного карниза и других архитектурных деталей. Терем - верхний ярус в хоромах или каменных жилых палатах. Тимпан - внутреннее поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью.

Трансепт - поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом основные (продольные) нефы а крестообразных в плане зданиях.

Трапезная — 1. в монастыре — столовая с церковью при ней; 2. запад­ная пристройка к храму.

Тяга - профилированный выступ, членящий стену по горизонтали или обрамляющий панно.

ФАал — декоративная деталь, венчающая фронтоны, щипцы, балдахи­ны и т.п. в виде шпиля, стержня, вазы и т.п.

Филёнка - декоративная прямоугольная рама или выемка в поверхнос­ти стены или пилястры.

Фриа - 1. средняя горизонтальная часть антаблемента; 2. декоратив­ная композиция (изображение или рельефный архитектурный орнамент) в виде горизонтальной полосы, проходящей по верхней или средней части стены.

417

святители. Персонажи здесь даны в оглавном, погрудном, поясном или полнофигурном виде.

ДИптих — в средневековом искусстве — двухчастный складень с ре­льефными или живописными изображениями.

ДолИчное письмо -- включает в себя все компоненты изображения (пей­заж, архитектуру, утварь, одежду и т.п.). кроме ликов и открытых час­тей тела.

Драпировка — в изобразительном искусстве — трактовка складок на одеждах или тканях.

ЕмчугА (ямчуга) — белый, известковый налет, выступающий на по­верхности штукатурки поверх росписи.

Живописность — свойство пластических искусств, выражающееся в ди­намическом взаимодействии форм, объемов, цветовых пятен, света и тени, линий, передающих изменчивость отображенного мира.

Живопись — один из и идо в изобразительного искусства, произведения которого создаются посредством красок, наносимых на какую-либо твер­дую поверхность. В период средневековья развивалась монументальная (мозаика, фреска) и станковая (икона) живопись, а также книжная ми­ниатюра.

Заставка — небольшая горизонтальная композиция орнаментального или изобразительного характера, открывающая какой-либо раздел ру­кописи либо печатной книги.

Звериный (тератологический) стиль - тип орнаментации в виде сти­лизованных изображений зверей и птиц, переплетающихся с раститель­ными мотивами. Наиболее характерен для русского искусства XI -XIV вв.

Зеркальное изображение — обратное, перевернутое по отношению к образцу изображение.

Изобразительные искусства искусства, в основе которых лежит на­глядный, узнаваемый образ действительности; раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику.

ИзОграф - наименование опытного иконописца.

Икона - станковое произведение культового назначения, выполненное обычно яичными красками на деревянной доске поверх левкаса. Иконография — сложившаяся система изображения персонажей или сюжетных сцен.

Иконографический метод - описание и систематизация типологичес­ких признаков, принятых при изображении персонажей и сюжетных сцен.

Иконологический мето д — исследование произведения с позиции опре­деления их значения и смысла в контексте данной культуры.

И`конопись — вид живописи культового назначения и религиозного со­держания, выполняющаяся главным образом на деревянной доске (реже на холсте, металлической, стеклянной и иной поверхностях).

420

Иконостас - комплекс икон в виде перегородки с рядами (чинами), отделяющей алтарь от основной части храма. В иконостасе с начала XV в включаются снизу вверх местный, деисусный, праздничный, пророческий, с XVI в праотеческий ряды; с XVII в. Страстной, апостольский и др.

Иллюминирование — раскрашивание, расцвечивание рисунков или гравюр. Так же называется процесс выполнения книжных миниатюр и орнаментации средневековых рукописей.

Иллюстрация - изображение (рисунки, миниатюры, гравюры), сопровождающее и наглядно разъясняющее текст. Воспринимается в единстве с последним.

Инициал (буквица) — в средневековой книге - укрупненная художественно выполненная заглавная буква, открывающая раздел текста.

КанОн - система правил или отдельно взятые нормы, основанные на религиозных предписаниях, регламентирующие иконографию, компо­зицию, колорит и некоторые другие компоненты средневекового изобра­жения.

Карнация прием изображения (обычно многослойное наложение кра­сок) обнаженных частей человеческого тела.

Картина произведение живописи, имеющее самостоятельное художе­ственное значение и обладающее свойством законченности. В отличие от фрески, иконы и миниатюры не связано с определенной частью интерье­ра или системой декорирования.

Клеймо - в иконописи - небольшая законченная композиция с само­стоятельным сюжетом, являющаяся частью общего повествования. Клейма располагаются вокруг средника центрального гораздо более крупно­го изображения.

Колорит — система соотношений цветовых тонов, образующая опреде­ленное единство и воплощающая в произведении красочное многообра зис действительности.

Композиция - структурная взаимосвязь элементов художественного про­изведения, обусловленная содержанием и во многом определяющая цель­ность его восприятия.

Консервация - совокупность мер, обеспечивающих поддержание опре­деленных условий для длительного сохранения художественных произ­ведений.

Контур - в изобразительном искусстве — внешние очертания фигуры или предмета.

Концовка - графическая изобразительная или орнаментальная компо­зиция, завершающая какой-либо раздел книжного текста или книгу в целой.

Копия - художественное произведение, целью которого является как можно более точное повторение другого произведения.

Ксилография — гравюра на дереве; древнейшая техническая ее разно­видность... „ „

421

ЛевкАс — грунт в виде порошкообразного мела (чаще – алебастра) размешанного на животном или рыбьем клею, обычно на деревянной поверхности под окраску или позолоту.

Лессировка — один из приемов живописной техники, состоящий в на­несении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок, что­бы усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит и добиться его гармонии.

Лицевая рукопись — наименование рукописи, украшенной изображе­ниями, преимущественно миниатюрами.

Лицевой подлинник — см. Подлинник лицевой.

Личное письмо — термин, обозначающий изображения лиц и других открытых частей тела человека.

Локальный цвет — передача предметной окраски почти однородным цветным пятном, лишенным оттенков, соответствующих условиям осве­щения в натуре.

Лубок - народная картинка, выполненная в виде графических (пре­имущественно печатных) листов, зачастую раскрашенных.

МандОрла — сияние в форме овала, посреди которого изображались Христос или Богоматерь.

Миниатюра книжная - цветной (или предназначенный для раскраски) рисунок, выполненный на страницах рукописи, связанный с содержани­ем текста и структурой книги. В свою очередь миниатюры книжные под­разделяются на выходные (как правило, открывающие книгу или ее раз­делы), текстовые (иллюстрирующие содержание литературного произ­ведения), маргинальные, расположенные на полях рукописи (толкую­щие отдельные положения текста).

Моделировка — передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живо­пись, графика) или соответствующей пластикой трехмерных форм (скульптура).

Мозаика особая техническая разновидность монументальной живо­писи, основанная на составлении изображений из кусочков цветной смаль­ты (непрозрачного стекла).

Монументальная живопись — живописные произведения большого раз­мера (мозаика, фреска), связанные с архитектурой, но обладающие само­стоятельным значением.

Монументальность — величие форм и содержания, обусловленное зна­чимостью тематики, пафосом и силой идей произведений.

Набросок — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, бегло и быстро исполненные художником.

Образ — способ и форма отражения действительности в художествен­ном произведении.

Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочета­нии геометрических или изобразительных мотивов.

422

Основа - материал, на который обычно наносится грунт (левкас)
и красочный слой.

Оттенок — градация тона, нюанс.
Охрение — см. Вохрение.

ПАволока — в древнерусской иконописи — кусок ткани, приклеенной к поверхности доски перед нанесением слоя левкаса.

Палитра — подбор цветов, характерных для живописной манеры опре­деленного художника.

Парсуна — (искажение слова «персона» — произведение портретного жанра в русском искусстве XVII в., сохраняющее отдельные приемы иконописи.

Пастозность — качество неровно наложенного на грунт красочного слоя в живописи, что придает поверхности рельефность. Перспектива — 1. научная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (опти­ческим) восприятием; 2. конкретное проявление перспективных законо­мерностей, как в самой натуре, так и в произведениях искусства. Перспектива обратная — в некоторых отношениях противоположный прямой перспективе способ изображения, при котором характерные ли­нейные размеры с увеличением расстояния увеличиваются.

Пигмент - порошок, входящий важнейшей составной частью в состав краски и определяющий ее цветовые качества.

Плавь - один из приемов исполнения личного письма, отличающийся плавным переходом от светлых частей к темным.

Планы — 1. пространственные зоны различной отдаленности; 2. эле­менты объемно-пластической моделировки, соотносящиеся по положе­нию, величине и очертаниям.

Пластика - 1. то же, что и скульптура; 2. особенности объемной моделировки в произведениях скульптуры, живописи, графики и ар­хитектуры.

Пластические искусства - см. Пространственные искусства.

Подлинник иконописный толковый - сборник описаний сюжетов и персонажей.

Подлинник иконописный лицевой — сборник образцовых рисунков-«прорисей», используемых иконописцами в качестве руководства при создании произведений.

ПолихрОмия - многоцветная раскраска в скульптуре или других видах искусства.

Полутон — светотеневой или цветовой тон, имеющий значение переход­ного в отношении к двум другим тонам.

Портрет - один из жанров живописи, скульптуры и графики, посвя­щенный изображению конкретного человека, передающий внешнее сход­ство и раскрывающий его внутренний мир

423

Пробелка — один из технических приемов исполнения светлых частей доличного письма.

Пропорции - взаимоотношения форм (частей) изображенных или ре­альных предметов, соответствующие определенному облику, характеру целого.

Прорись - (перевод)) контурный рисунок на бумаге, являющийся ко­пией нли оригинальным изображением и служивший образцом или вспо­могательным материалом для иконописца.

Пространственные искусства - понятие в основном совпадающее но значению с термином 'изобразительное искусство», но включающее ар­хитектуру. Охватывает те виды искусства, которые за один из главных критериев оценки принимают положение предметов в пространстве и противопоставляются временным искусствам (литературе, театру, музы­ке и др.).

Ракурс - перспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний.

Реализм - метод художественного творчества, в основу которого поло­жен принцип объективного отражения действительности.

Рефть - краска, составленная из пережженного древесного угля и из­вести; используется во фреске в начальной стадии росписи (наносится на рисунок).

Рисунок - 1. в широком смысле, объединяет все стороны воспроизве­дения предметного мира: объемную и пространственную моделировку, пропорциональные решения, передачу движения и пр.; 2. разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и воз­можностях рисования. Выполняется преимущественно посредством штри­ха и линии твердым красящим веществом; 3, отдельное произведение, соответствующее требованиям определенного вида графики. Ритм - термин, определяющий некоторые структурные особенности ху­дожественного произведения. Понятию соответствует, в первую очередь, повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения.

Роспись - сюжетно-тематические, декоративные и орнаментальные ком позиции, выполненные красками непосредственно на поверхности стены, свода, столба и пр. по штукатурке или наклеенному на нее материалу. СанкИрь — темный тон основы, с которой начиналось исполнение лиц и прочих открытых частей тела,

Светотень - одно из основных средств изобразительного искусства, посредством которого выявляется степень и особенности освещенности предмета, его формы, состояния, связь с композицией и иные качества.

Связующее вещество - в технологии изобразительного искусства ве­щество, входящее и состав краски и определяющее ее специальные свой­ства, главным образом, скрепление частиц пигмента между собой, с грун­том и другими материалами

424

Складень - особый тип иконы, состоящей из складывающихся частей, выполненных как из дерева, так и из других материалов (кости, металла и пр.)

Скульптура - вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственные изображения предметов. По назначению подразделяются на станковую, монументальную, декоративную. По видам подразделяются на круглую и рельеф. По содержанию и функциям на монументальную, монументально-декоративную и скульптуру (пластику) малых форм.

Смальта — 1. небольшие куски непрозрачного цветного стекла, употребляемые в качестве основного художественного материала; 2. синяя краска, приготовленная из стекла, окрашенного окисью кобальта.

СтанкОвое искусство — раздел изобразительного искусства, объеди­няющий произведения самостоятельного значения.

Статуя значительное по размерам произведение круглой скульптуры.

Стаффа'ж — второстепенные или мелкомасштабные изображения, как правило, заднего плана композиции.

Стилизация - сознательное подражание какому-либо стилю прошлого.

Стиль - исторически сложившаяся общность идейно-художественных принципов, выразительных средств и образной системы, характеризую­щие художественные произведения.

Сюжет - конкретное художестве и нос воплощение явления, события. Темпера красочный материал, связующее вещество которого состоит из воды и яичного желтка.

Тень - один из основных элементов светотени. Термин обозначает каче­ства наименее освещенной части предмета.

Тератологический - см. Звериный

Техника - совокупность специальных навыков, способов и приемов,

посредством которых исполняется художественное произведение.

Тон - одна из основных характеристик цвета, определяющая его отте­нок по отношению к цвету спектра.

Тональность особенности колорита или светотени в произведениях

живописи и графики,

Тонировка - подцветка утраченных частей поверхности художествен­ного произведения.

Триптих — произведение изобразительного искусства, состоящее из трех частей.

Фактора - осязаемые свойства красочного слоя художественного про­изведения.

Фреска - см. Л фреско.

Фриз изобразительная или орнаментальная композиция в виде гори­зонтальной полосы.

425

Фронтиспис — в книжной графике — страница с изображением, поме­щенная в начале книги на первом развороте непосредственно перед текс­том.

Цветовая гамма — внешние цветовые особенности колорита.

Школа — совокупность общих принципов и стилистических признаков

живописи, имеющей региональные и хронологические границы распро­странения.

Экспрессия — подчеркнутая выразительность; сила проявления чувств.

ЭнкАустика — восковая живопись, выполняемая расплавленными крас­ками горячим способом.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: