Аксессуар - в изобразительном искусстве — второстепенная деталь, дополняющая характеристику центрального образа. Аллегбрня - иносказание; в изобразительном искусстве - олицетворение некоторых отвлеченных понятий через изображение заменяющих их образов, существ и предметов. Аль фрёско - см. «А фреско>.
Ансамбл ь — в изобразительном искусстве — единство, гармоничная целостность художественного произведения.
Архитектоника — совокупность структурных элементов композиции. А сЕкко — разновидность фресковой росписи; 'живопись выполняется по высохшей известковой штукатурке.
АссИст — линии (штрихи, лучи) или орнаментальные мотивы,исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою
Атрибут - постоянный отличительный признак того или иного героя
или явления.
Атрибуция — определение принадлежности художественной принадлежности тому или иному автору, мастерской, школе, времени и т.д.
А фрЕско (фрески) — основная разновидность фресковой живописи, выполняется по свежей известковой штукатурке и в отличие от «а секко» имеет соединительные швы и процарапанные по поверхности контуры рисунки — прориси
|
|
Блик - самое светлое, часто блестящее место на поверхности предмета, которое соответствует выступающим и наиболее освещенным его чистим.
Буквица - см. Инициал.
Восковая живопись — см. Энкаустика.
ВохрЕние (охрЕние) - прием постепенного высветления деталей лица и открытых частой тела многократными прописками по ровному основному тону (санкирю); основные разновидности вохрения - плавь и отборка.
Геометрический орнамент - разновидность орнамента, составленного из геометрических элементов и, как правило, лишенного наглядных при-шикоа изобразительности.
Гравюра - 1. раздел графики, включающий произведения, выполненные посредством печатания с гравированной доски; 2. произведение соответствующего раздела графики.
Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Граффити - древние и средневековые надписи, нацарапанные на стеках зданий, сосудах и прочих предметах.
Графия - контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штукатурке, предваряющий живописное изображение.
ГрифОн - фантастическое существо с крыльями, львиным телом и головой.
Грунт - в технологии живописи - тонкий слой специального состава
(клеевой, масляный или эмульсионный), покрывающий основу (дерево, холст, картон и т.д.) с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства.
|
|
ДвижкИ - светлые мазки, подчеркивающие выступающие части лиц, рук, ног и других деталей, завершающие пробелку и вохрение.
ДЕнсус отдельная композиция или ряд иконостаса, в центре которых изображен Христос, а пи бокам в молитвенных позах Богоматерь и Иоанн Предтеча Их представительство часто дополняют апостолы, архангелы,
часть окружности, эллипса, параболы и т.п.; 2. крестовый - НОЯИТ опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах и образуется при пересечении под прямым углом двух цилиндрических гнидой; 3. сомкнутый — по всему периметру перекрываемого сооружении опирается на стены (или арки, балки) и образуется наклонным по заданной кривой продолжением; 4. крестчатый - сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, и» пересечении которых стоит световой барабан; 5. купольный (парусный) обычно опирается на круглый в плане барабан или полукруглые в плимо стены абсид и представляет собой полушарие.
Связи — деревянные или железные прямоугольные в сечении брусы, которые закладывались в стены или стягивали пяты арок или сводни для погашения распора.
СЕни — нежилое помещение, расположенное между отдельными клптн-ми в избе или хоромах и между отдельными палатами в каменном здании. Обычно в сени с улицы вела лестница.
Скит - небольшой уединенный монастырь; кельи отшельников или об- щежитий старообрядцев, находящиеся в отдалении от поселений. СкуфьЯ - верхняя часть купола, имеющая форму шарового сегмента. СлОбоды - особые поселения (ремесленные, монастырские, иноземные, стрелецкие, ямские и др.) пригородные либо входящие в городскую черту, временно освобожденные от повинностей.
СолеЯ несколько повышенная часть пола храма перед алтарем. Софит — обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других архитектурных деталей. Терем - верхний ярус в хоромах или каменных жилых палатах. Тимпан - внутреннее поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью.
Трансепт - поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом основные (продольные) нефы а крестообразных в плане зданиях.
Трапезная — 1. в монастыре — столовая с церковью при ней; 2. западная пристройка к храму.
Тяга - профилированный выступ, членящий стену по горизонтали или обрамляющий панно.
ФАал — декоративная деталь, венчающая фронтоны, щипцы, балдахины и т.п. в виде шпиля, стержня, вазы и т.п.
Филёнка - декоративная прямоугольная рама или выемка в поверхности стены или пилястры.
Фриа - 1. средняя горизонтальная часть антаблемента; 2. декоративная композиция (изображение или рельефный архитектурный орнамент) в виде горизонтальной полосы, проходящей по верхней или средней части стены.
417
святители. Персонажи здесь даны в оглавном, погрудном, поясном или полнофигурном виде.
ДИптих — в средневековом искусстве — двухчастный складень с рельефными или живописными изображениями.
ДолИчное письмо -- включает в себя все компоненты изображения (пейзаж, архитектуру, утварь, одежду и т.п.). кроме ликов и открытых частей тела.
Драпировка — в изобразительном искусстве — трактовка складок на одеждах или тканях.
ЕмчугА (ямчуга) — белый, известковый налет, выступающий на поверхности штукатурки поверх росписи.
Живописность — свойство пластических искусств, выражающееся в динамическом взаимодействии форм, объемов, цветовых пятен, света и тени, линий, передающих изменчивость отображенного мира.
Живопись — один из и идо в изобразительного искусства, произведения которого создаются посредством красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. В период средневековья развивалась монументальная (мозаика, фреска) и станковая (икона) живопись, а также книжная миниатюра.
|
|
Заставка — небольшая горизонтальная композиция орнаментального или изобразительного характера, открывающая какой-либо раздел рукописи либо печатной книги.
Звериный (тератологический) стиль - тип орнаментации в виде стилизованных изображений зверей и птиц, переплетающихся с растительными мотивами. Наиболее характерен для русского искусства XI -XIV вв.
Зеркальное изображение — обратное, перевернутое по отношению к образцу изображение.
Изобразительные искусства искусства, в основе которых лежит наглядный, узнаваемый образ действительности; раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику.
ИзОграф - наименование опытного иконописца.
Икона - станковое произведение культового назначения, выполненное обычно яичными красками на деревянной доске поверх левкаса. Иконография — сложившаяся система изображения персонажей или сюжетных сцен.
Иконографический метод - описание и систематизация типологических признаков, принятых при изображении персонажей и сюжетных сцен.
Иконологический мето д — исследование произведения с позиции определения их значения и смысла в контексте данной культуры.
И`конопись — вид живописи культового назначения и религиозного содержания, выполняющаяся главным образом на деревянной доске (реже на холсте, металлической, стеклянной и иной поверхностях).
420
Иконостас - комплекс икон в виде перегородки с рядами (чинами), отделяющей алтарь от основной части храма. В иконостасе с начала XV в включаются снизу вверх местный, деисусный, праздничный, пророческий, с XVI в праотеческий ряды; с XVII в. Страстной, апостольский и др.
Иллюминирование — раскрашивание, расцвечивание рисунков или гравюр. Так же называется процесс выполнения книжных миниатюр и орнаментации средневековых рукописей.
Иллюстрация - изображение (рисунки, миниатюры, гравюры), сопровождающее и наглядно разъясняющее текст. Воспринимается в единстве с последним.
|
|
Инициал (буквица) — в средневековой книге - укрупненная художественно выполненная заглавная буква, открывающая раздел текста.
КанОн - система правил или отдельно взятые нормы, основанные на религиозных предписаниях, регламентирующие иконографию, композицию, колорит и некоторые другие компоненты средневекового изображения.
Карнация прием изображения (обычно многослойное наложение красок) обнаженных частей человеческого тела.
Картина произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности. В отличие от фрески, иконы и миниатюры не связано с определенной частью интерьера или системой декорирования.
Клеймо - в иконописи - небольшая законченная композиция с самостоятельным сюжетом, являющаяся частью общего повествования. Клейма располагаются вокруг средника центрального гораздо более крупного изображения.
Колорит — система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и воплощающая в произведении красочное многообра зис действительности.
Композиция - структурная взаимосвязь элементов художественного произведения, обусловленная содержанием и во многом определяющая цельность его восприятия.
Консервация - совокупность мер, обеспечивающих поддержание определенных условий для длительного сохранения художественных произведений.
Контур - в изобразительном искусстве — внешние очертания фигуры или предмета.
Концовка - графическая изобразительная или орнаментальная композиция, завершающая какой-либо раздел книжного текста или книгу в целой.
Копия - художественное произведение, целью которого является как можно более точное повторение другого произведения.
Ксилография — гравюра на дереве; древнейшая техническая ее разновидность... „ „
421
ЛевкАс — грунт в виде порошкообразного мела (чаще – алебастра) размешанного на животном или рыбьем клею, обычно на деревянной поверхности под окраску или позолоту.
Лессировка — один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок, чтобы усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит и добиться его гармонии.
Лицевая рукопись — наименование рукописи, украшенной изображениями, преимущественно миниатюрами.
Лицевой подлинник — см. Подлинник лицевой.
Личное письмо — термин, обозначающий изображения лиц и других открытых частей тела человека.
Локальный цвет — передача предметной окраски почти однородным цветным пятном, лишенным оттенков, соответствующих условиям освещения в натуре.
Лубок - народная картинка, выполненная в виде графических (преимущественно печатных) листов, зачастую раскрашенных.
МандОрла — сияние в форме овала, посреди которого изображались Христос или Богоматерь.
Миниатюра книжная - цветной (или предназначенный для раскраски) рисунок, выполненный на страницах рукописи, связанный с содержанием текста и структурой книги. В свою очередь миниатюры книжные подразделяются на выходные (как правило, открывающие книгу или ее разделы), текстовые (иллюстрирующие содержание литературного произведения), маргинальные, расположенные на полях рукописи (толкующие отдельные положения текста).
Моделировка — передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живопись, графика) или соответствующей пластикой трехмерных форм (скульптура).
Мозаика особая техническая разновидность монументальной живописи, основанная на составлении изображений из кусочков цветной смальты (непрозрачного стекла).
Монументальная живопись — живописные произведения большого размера (мозаика, фреска), связанные с архитектурой, но обладающие самостоятельным значением.
Монументальность — величие форм и содержания, обусловленное значимостью тематики, пафосом и силой идей произведений.
Набросок — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, бегло и быстро исполненные художником.
Образ — способ и форма отражения действительности в художественном произведении.
Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных мотивов.
422
Основа - материал, на который обычно наносится грунт (левкас)
и красочный слой.
Оттенок — градация тона, нюанс.
Охрение — см. Вохрение.
ПАволока — в древнерусской иконописи — кусок ткани, приклеенной к поверхности доски перед нанесением слоя левкаса.
Палитра — подбор цветов, характерных для живописной манеры определенного художника.
Парсуна — (искажение слова «персона» — произведение портретного жанра в русском искусстве XVII в., сохраняющее отдельные приемы иконописи.
Пастозность — качество неровно наложенного на грунт красочного слоя в живописи, что придает поверхности рельефность. Перспектива — 1. научная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием; 2. конкретное проявление перспективных закономерностей, как в самой натуре, так и в произведениях искусства. Перспектива обратная — в некоторых отношениях противоположный прямой перспективе способ изображения, при котором характерные линейные размеры с увеличением расстояния увеличиваются.
Пигмент - порошок, входящий важнейшей составной частью в состав краски и определяющий ее цветовые качества.
Плавь - один из приемов исполнения личного письма, отличающийся плавным переходом от светлых частей к темным.
Планы — 1. пространственные зоны различной отдаленности; 2. элементы объемно-пластической моделировки, соотносящиеся по положению, величине и очертаниям.
Пластика - 1. то же, что и скульптура; 2. особенности объемной моделировки в произведениях скульптуры, живописи, графики и архитектуры.
Пластические искусства - см. Пространственные искусства.
Подлинник иконописный толковый - сборник описаний сюжетов и персонажей.
Подлинник иконописный лицевой — сборник образцовых рисунков-«прорисей», используемых иконописцами в качестве руководства при создании произведений.
ПолихрОмия - многоцветная раскраска в скульптуре или других видах искусства.
Полутон — светотеневой или цветовой тон, имеющий значение переходного в отношении к двум другим тонам.
Портрет - один из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященный изображению конкретного человека, передающий внешнее сходство и раскрывающий его внутренний мир
423
Пробелка — один из технических приемов исполнения светлых частей доличного письма.
Пропорции - взаимоотношения форм (частей) изображенных или реальных предметов, соответствующие определенному облику, характеру целого.
Прорись - (перевод)) контурный рисунок на бумаге, являющийся копией нли оригинальным изображением и служивший образцом или вспомогательным материалом для иконописца.
Пространственные искусства - понятие в основном совпадающее но значению с термином 'изобразительное искусство», но включающее архитектуру. Охватывает те виды искусства, которые за один из главных критериев оценки принимают положение предметов в пространстве и противопоставляются временным искусствам (литературе, театру, музыке и др.).
Ракурс - перспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний.
Реализм - метод художественного творчества, в основу которого положен принцип объективного отражения действительности.
Рефть - краска, составленная из пережженного древесного угля и извести; используется во фреске в начальной стадии росписи (наносится на рисунок).
Рисунок - 1. в широком смысле, объединяет все стороны воспроизведения предметного мира: объемную и пространственную моделировку, пропорциональные решения, передачу движения и пр.; 2. разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и возможностях рисования. Выполняется преимущественно посредством штриха и линии твердым красящим веществом; 3, отдельное произведение, соответствующее требованиям определенного вида графики. Ритм - термин, определяющий некоторые структурные особенности художественного произведения. Понятию соответствует, в первую очередь, повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения.
Роспись - сюжетно-тематические, декоративные и орнаментальные ком позиции, выполненные красками непосредственно на поверхности стены, свода, столба и пр. по штукатурке или наклеенному на нее материалу. СанкИрь — темный тон основы, с которой начиналось исполнение лиц и прочих открытых частей тела,
Светотень - одно из основных средств изобразительного искусства, посредством которого выявляется степень и особенности освещенности предмета, его формы, состояния, связь с композицией и иные качества.
Связующее вещество - в технологии изобразительного искусства вещество, входящее и состав краски и определяющее ее специальные свойства, главным образом, скрепление частиц пигмента между собой, с грунтом и другими материалами
424
Складень - особый тип иконы, состоящей из складывающихся частей, выполненных как из дерева, так и из других материалов (кости, металла и пр.)
Скульптура - вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственные изображения предметов. По назначению подразделяются на станковую, монументальную, декоративную. По видам подразделяются на круглую и рельеф. По содержанию и функциям на монументальную, монументально-декоративную и скульптуру (пластику) малых форм.
Смальта — 1. небольшие куски непрозрачного цветного стекла, употребляемые в качестве основного художественного материала; 2. синяя краска, приготовленная из стекла, окрашенного окисью кобальта.
СтанкОвое искусство — раздел изобразительного искусства, объединяющий произведения самостоятельного значения.
Статуя значительное по размерам произведение круглой скульптуры.
Стаффа'ж — второстепенные или мелкомасштабные изображения, как правило, заднего плана композиции.
Стилизация - сознательное подражание какому-либо стилю прошлого.
Стиль - исторически сложившаяся общность идейно-художественных принципов, выразительных средств и образной системы, характеризующие художественные произведения.
Сюжет - конкретное художестве и нос воплощение явления, события. Темпера красочный материал, связующее вещество которого состоит из воды и яичного желтка.
Тень - один из основных элементов светотени. Термин обозначает качества наименее освещенной части предмета.
Тератологический - см. Звериный
Техника - совокупность специальных навыков, способов и приемов,
посредством которых исполняется художественное произведение.
Тон - одна из основных характеристик цвета, определяющая его оттенок по отношению к цвету спектра.
Тональность особенности колорита или светотени в произведениях
живописи и графики,
Тонировка - подцветка утраченных частей поверхности художественного произведения.
Триптих — произведение изобразительного искусства, состоящее из трех частей.
Фактора - осязаемые свойства красочного слоя художественного произведения.
Фреска - см. Л фреско.
Фриз изобразительная или орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы.
425
Фронтиспис — в книжной графике — страница с изображением, помещенная в начале книги на первом развороте непосредственно перед текстом.
Цветовая гамма — внешние цветовые особенности колорита.
Школа — совокупность общих принципов и стилистических признаков
живописи, имеющей региональные и хронологические границы распространения.
Экспрессия — подчеркнутая выразительность; сила проявления чувств.
ЭнкАустика — восковая живопись, выполняемая расплавленными красками горячим способом.