По мнению большинства ученых, русская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием нескольких взаимосвязанных процессов, истоки которых отчетливо проявились в предыдущем столетии. В частности, речь идет о том, что в этот период:
• значительно ускорился процесс «обмирщения», или секуляризации культуры;
• дальнейшее развитие получил один из важнейших элементов светской культуры — личностное начало;
• была окончательно преодолена национальная замкнутость русской культуры, которая все более активно стала использовать различные достижения западноевропейской и других зарубежных культур;
• начался процесс дифференциации и появления новых сфер культурного творчества, таких, как художественная литература, светская живопись, наука и т. д.
Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой предыдущего столетия, следует обратить внимание на три очень важных обстоятельства, которые не всегда находят должное отражение в исторических исследованиях.
1) Изменения в культуре петровского времени носили не плавный, эволюционный характер, лишенный качественных сдвигов, а носили характер «революционного прорыва», сопровождавшегося существенной ломкой старых и появлением принципиально новых областей культурного творчества.
2) Практически все петровские нововведения в области культуры зачастую сопровождались не просто насильственной ломкой привычного уклада жизни, но и полностью отрицали многовековые культурные традиции русского народа, о чем не очень любят писать и говорить все апологеты Петра, и на чем, напротив, особо акцентируют внимание их идейные оппоненты.
3) Несмотря на существенные изменения, произошедшие в литературе, театрально-музыкальном и изобразительном искусстве, художественная культура петровского времени все же носила переходный характер.