План:
1. Понятие воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
2. Задачи и основные направления воспитательной работы
3. «Социальные лифты» как система стимулов законопослушного поведения осужденных
4. Общее образование осужденных к лишению свободы как мера воспитательного воздействия
5. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы
Дополнительная литература
Алферов Ю.А., Байдаков Г.П., Шамис А.С. Воспитательное воздействие общеобразовательного обучения на осужденных: Учебное пособие. М., 1990. 72 с.
Антипов А.Н., Первозванский В.Б., Строгович Ю.Н. К вопросу об основных понятиях и терминах уголовно-исполнительного права // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 6. С. 3 - 6.
Баженов И.С., Лосева С.Н. Правовые аспекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 5. С. 8 - 11.
Зинин Г.Ю. Значение судимости в процессе исполнения наказаний // Российский судья. 2014. № 9. С. 46 - 48.
Иванов А.А. Индивидуализация исполнения наказания в России. Теория, история и практика. Серия «Научные издания для юристов». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 239 с.
Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Буркова Е.А. Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (постатейный) /под ред. Н.С. Мановой // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013
Малинин В.Б. Научно-практический комментарий по уголовно-исполнительному праву / В.Б. Малинин, Л.Б. Смирнов. – СПб., 2009. – С. 69–76.
Маркелов С.В. Основные направления совершенствования инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 218 - 227.
Павлова Е.В. Сущность правового статуса осужденных к лишению свободы //Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2015, № 4
Разбирина Л.И. Методические рекомендации по использованию системы социальных лифтов в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства. Альбом схем. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: ГУФСИН России по Новосибирской области, 2011. 32 с
Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительная система России: теоретические, правовые и организационные основы: монография / Л.Б. Смирнов. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – С. 62–64.
Юнусов С.А., Юнусов Э.А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве России //Юридический мир. 2015. № 5. С.4-5
Нормативные источники
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015) \\Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198
Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» \\Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1316.
Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 760 «О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1 июля 1996 г., № 27, ст. 3287
Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 (ред. от 15.10.2015) «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 10, 06.03.2006.
Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 47, 21.11.2005.
Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 апреля 2006 г. № 17.
Методические рекомендации по изучению темы
Вопросы, рассматриваемые в теме № 13, являются основополагающими для понимания воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Студент должен знать основные задачи, направления, формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, а также применение мер поощрения и взыскания. Уметь различать условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах
Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» также относится к мерам воспитательного воздействия. Положения этого приказа подлежат изучению.
Задача 1.
Осужденный Марков, содержащийся в исправительной колонии строгого режима, 13 января 2014 года за злостное нарушение режима был переведен в помещение камерного типа на срок 6 месяцев. 18 июня 2014 года за добросовестное отношение к труду и примерное поведение постановлением начальника колонии осужденный был переведен в обычные жилые помещения, а 4 июля из обычных на облегченные условия содержания.
Какие нарушения допущены администрацией исправительной колонии?
Задача 2
Осужденный Кирин, отбывающий наказание в колонии-поселения, в которую он был направлен по приговору суда, неоднократно нарушал распорядок дня, дважды был задержан сотрудниками колонии в состоянии алкогольного опьянения. За данные нарушения режима содержания имеет дисциплинарные взыскания.
Имеются ли основания для изменения вида исправительной колонии в отношении осужденного?
Какой порядок изменения вида исправительной колонии?
Задача 3
На имя осужденного Северцева А.П. в почтовое отделение по месту расположения колонии общего режима 1 июля 2011 года поступила посылка от жены. 2 июля Северцев за отказ от работы был водворён в штрафной изолятор. Экспедитором колонии посылки для осужденных были приняты только 3 июля. Оперативный дежурный колонии, руководствуясь ст. 90 УИК РФ, не разрешил вручить осужденному посылку. Последний написал жалобу прокурору, в которой указал, что посылка прибыла в почтовое отделение до применения к нему меры взыскания и должна быть вручена.
Какие ограничения в этой части установлены законодательством для осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе?
Задача 4
Осуждённому Миронову за нарушение установленного порядка отбывания наказания, связанного с курением в неположенном месте по постановлению начальника ИК, было наложено взыскание в виде дисциплинарного штрафа, в размере 200 рублей.
Определите правомерность принятого решения;
Опишите порядок применения мер взыскания к осуждённым.
Задача 5
Осуждённый «Б», являющийся инвалидом 2-группы, отбывая наказание в ИК общего режима был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и по решению суда переведён в тюрьму сроком на 3 года. По прибытии в тюрьму «Б» содержался в течении 6 месяцев на строгом режиме, после чего, вследствие примерного поведения «Б» был переведён на общий тюремный режим.
Определите, правомерны или нет действий совершённые в отношении «Б»?
Опишите условия содержания осуждённых в тюрьме.
Задача 6
К начальнику колонии на прием пришла группа осужденных, которые просили его разрешить им обучаться на заочном факультете одного из юридических ВУЗов. Начальник колонии отказал в их просьбе, мотивируя это тем, что в колонии нет средств на их обучение, тем более, что на юридическом факультете они обучаться, не имеют права.
Дайте правовую оценку ответу начальника колонии.
Задача №7
Знакомясь с личным делом вновь прибывшего в отряд осужденного Тукалева, 1950 г.р., начальник отряда обнаружил, что тот не имеет даже незаконченного среднего образования. Начальник отряда предложил Тукалеву написать заявление с просьбой принять его учеником девятого класса, в противном случае пригрозил применить к осужденному меры дисциплинарного взыскания.
Дайте правовую оценку предложению начальника отряда к осужденному Тукалеву