О наиболее предпочтительном возрасте для занятий музыкой

Уроки вокала, постановка голоса.

Педагог высшей квалификационной категории
Валерия Аркадиевна Матевосова (Москва).


Валерия Аркадиевна Матевосова

 

Педагог высшей квалификационной категории. Занимается концертной и педагогической деятельностью. Выступала с сольными концертами в крупнейших залах столицы. В настоящее время работает в музыкальной школе. Преподает вокал взрослым и детям. Большой опыт работы. Ученики занимают призовые места на конкурсах. Поступают в музыкальные училища. Занятия ведутся очень мягко, среди учеников ни разу не было случая каких-либо заболеваний голосового аппарата из-за пения.

Наши координаты.

Телефон: (926)337-2570 Валерия Аркадиевна e-mail: mdp@ inbox.ru

 

ПЕНИЕ КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Ученые из Франкфуртского университета доказали, что пение укрепляет иммунную систему. Исследуя кровь людей, в течение 60 минут исполнявших «Реквием» Моцарта, они обнаружили, что концентрация иммуноглобулина А, формирующего защитный клеточный барьер, существенно повышалась, так же как и антистрессового гормона. Но после обычного прослушивания того же музыкального произведения подобных процессов в крови выявлено не было. Вывод, сделанный учёными на основании этих фактов, таков: пение улучшает и иммунитет, и настроение поющих.

ФОНОТЕКА ЗДОРОВЬЯ

При бессоннице рекомендуется слушать: Сибелиус «Грустный вальс»; Чайковский «Осенняя песня», «Баркарола»; Шуберт «Серенада», Шуман «Грёзы», Сен-Санс «Лебедь».

При раздражительности слушать: Бах «Кантата № 2»; Бетховен «Лунная соната».

Беспокойство и тревога: Шопен прелюдии и мазурки; Штраус вальсы; Бетховен «Симфония № 6, ч.3»; Брамс «Колыбельная»; Шуберт «Аве Мария».

От гнева Вас спасёт: Бах «Итальянский концерт», Гайдн симфонии.

Головная боль: Бетховен «Фиделио»; Лист «Венгерская рапсодия № 1» Хачатурян сюита к драме «Маскарад»; Гершвин «Американец в Париже».

Гипертония: Бах концерт ре минор для скрипки; Шопен Ноктюрн ре минор.

ИНформация из журнала «SHAPE», АПРЕЛЬ 2004г.

Вокальная практика накопила огромное колличество упражнений, помогающих сделать Ваш голос гибким, послушным, звучным.

Предлагаемый комплекс упражнений поможет Вам сохранить силу голоса, повысит выносливость голосовых складок.

Наиболее частая причина плохого звучания голоса — неправильное дыхание. Следовательно, на это следует обратить внимание прежде всего. В зависимости от того, какие отделы лёгких принимают наиболее активное участие в процессе дыхания,различают верхне-, средне- и нижнерёберное дыхание.

Наиболее благоприяные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнерёберном дыхании, в котором принимает активное участие диафрагма. Выполненяя упражнения, способствующие выработке такого типа дыхания, особое внимание обратите на плавность, длительность выдоха. Каждое упражнение повторяйте 4–5 раз.

1. Лёжа на спине, ноги вместе, левая рука под поясницей, правая на животе. На счёт «раз, два, три» глубоко вдохнуть через нос, выпячивая при этом живот. Задержать дыхание на счёт «четыре, пять». Медленно выдохнуть, протяжно произнося звуки «ссс» или «шшш», и втянуть живот.

2. Стоя, ноги вместе, спина прямая, плечи развернуты и слегка опущены.Вдохнутьчерез нос, имитируя вдыхание аромата цветка. Медленно выдыхать через рот, как бы согревая руки струёй выдыхаемого воздуха. Стараться удлинить продолжительность выдоха до 7–9 секунд.

3. Медленная ходьба: на 2 шага — вдох, на 2 — выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятия к занятию удлинять выдох на 4, 6, 8, 10 шагов.

4. Стоя,ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперёд,медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новую гласную: «а», «о», «и», «У», «э». Довести продолжительность выдоха до 5–7 секунд.

5. Сидя или стоя, вдохнуть через нос, на 2 секунды задержать дыхание. Затем, чётко выговаривая: «Раз, два, три, четыре, пять»,- с каждым словом делать короткий выдох. Снова вдохнуть и так же продолжить счёт до десяти.


За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, «полётность», а за счёт нижних — силу, мощь.
Исправить глухое звучание голоса и максимально использовать возможность верхних резонаторов помогут
следующий комплекс упражнений:
1. Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом,
без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н»,
добиваясь при этом ощущения лёгкой вибрации в области носа и верхней губы.
2. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, произносить одно из следующих слов: «бимм», «бомм»,"донн", «домм».
Протяжно произнося последнюю согласную, старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.
3. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить слог, состоящий из сочетаний согласных «м» и «н»
с различными гласными: момм, мимм, мамм, мумм и т. д.
4. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых
слогов: мо-моо, ми-мии, му-мму, мэ-мээ.

В голосообразовании принимают участие губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть — артикуляционный аппарат.
От того, насколько быстро, чётко и согласованно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция.
Правильная артикуляция — залог хорошей дикции и звучности голоса.
Занимайтесь перед зеркалом; следите за тем, чтобы в упражнении принимали участие только органы
артикуляционного аппарата, а нос, лоб, глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно,
плавно, без резких и быстрых переходов.
1. На счёт «раз» опустить нижнюю челюсть примерно на два пальца. На счёт «два, три, четыре, пять, шесть»
удерживать это положение. Закрывать рот.
2. Опустить нижнюю челюсть; медленно двигать челюстью вправо и влево.
3. Опустить нижнюю челюсть; медленно выдвигать её вперёд и так же медленно возвращать в исходное положение.
4. Рот закрыт, зубы сомкнуты. На счёт «раз» растянуть губы в стороны, обнажая зубы и как бы произнося звук
«и». На счёт «два, три» удерживать губы в этом положении. На счёт «четыре, пять» собрать губы трубочкой
и вытянуть их вперёд. На счёт «шесть, семь» растянуть губы в стороны.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов,гласные «о» и «у» старайтесь произносить как можно более низким
голосом и протяжно, добивайтесь ощущения ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.
1. Стоя, положить руку на грудь; зевнуть с закрытым ртом и зафиксировать гортань в нижнем положении.
На выдохе произносить звук «о» или «у», стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки.
Если это не получается, надо искусственно вызвать вибрацию лёгким постукиванием рукой в области грудины.
2. Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперёд, на выдохе произносить гласные «о», «у» длительно и
протяжно. Тоже на выдохе произносить нараспев слова: «око, окно, олово, молоко, мука».

Увеличивается звучность голоса. Появляется красивый тембр. Расширяется диапазон. Развивается музыкальный слух. На вечеринке вы всегда сможете порадовать гостей красивым пением.

Улучшается дикция. Повышается громкость. Уменьшается утомляемость голоса. Ваша речь лучше воспринимается публикой. Особенно это важно для людей, которым часто приходится использовать голос в своей профессиональной деятельности (лекторам, учителям, дикторам).

В процессе пения задействованы многие группы мышц. Совершаемая ими физическая работа способствует укреплению здоровья. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы.

 

Постановка голоса всегда занимала особое место среди музыкальных дисциплин. Это и кажущаяся простота, ведь петь может каждый, достаточно просто открыть рот, и в то же время сложность, ведь работу голосового аппарата нельзя показать или увидеть. Не всегда талантливый певец понимает и может объяснить природу своего голоса. Давать уроки вокала и быть хорошим педагогом - большое исусство.

Голос является едва ли не самым выразительным музыкальным средством, для одних это профессиональный инструмент, для других хобби. Уроки вокала дают возможность непосредственно прикоснуться к прекрасному миру музыки не имея под рукой никаких музыкальных инструментов. Это хорошая психо-физическая релаксация организма, снятие внутреннего напряжения, зажатости, усталости, возможность творческого самовыражения личности. Наверно поэтому уроки вокала всегда пользуются большой популярностью.

Как известно, спрос порождает предложение и сейчас существует такое колличество вокальных студий, школ и клубов, что желающим брать уроки вокала часто бывает трудно определиться с выбором. А пробовать все подряд не только требует времени и средств, но и опасно - есть риск остаться без голоса. Чтобы помочь людям правильно сориентироваться в этой непростой ситуации и успешно реализовать свои желания, мы и создали этот сайт. Если у вас возникли какие-то вопросы, пишите, приходите на прослушивание. Мы обязательно постараемся вам помочь.

Может ли вокал приносить вред?

К сожалению, может, если неправильно заниматься. Это может произойти, если заниматься без педагога или педагог не очень квалифицированный. Достаточно посмотреть на очередь к врачу-фониатору, чтобы понять, как часто это происходит. В боткинской запись ведется на полгода вперед. Печально, что в этой очереди попадаются и студенты музыкальных училищ, где, казалось бы, должны работать достаточно квалифицированные педагоги.

Некоторые педагоги, стремясь добиться сиюминутных результатов, чрезмерно перегружают голос ученика. Особенно это опасно для детского вокала. Не исключено, что и Сережа Парамонов остался без голоса после мутации именно по этой причине. Действительно квалифицированный педагог добивается высоких результатов учеников систематическими правильными занятиями, приносящими ученику пользу, а не вред.

Вокал и сольфеджио.

Вокал - это исполнительское искусство. Основной задачей вокала является развитие голоса.

Сольфеджио - это музыкально-теоретическая дисциплина. Его основной задачей является развитие музыкального слуха. Для этого используется пение по нотам с листа(сольфеджирование) и запись нот по слуху (музыкальный диктант).

Что общего между вокалом и сольфеджио? И там и там нужно петь по нотам, и там и там нужно интонировать мелодию чисто, нельзя фальшивить. Отличие состоит в том, что сольфеджио предъявляет требования только к высоте звука, а вокал еще и к его красоте и силе.

На занятиях вокалом, мышцы совершают большую физическую работу, таким образом, кроме слухового контроля, происходит еще и мышечное запоминание позиции каждой ноты. Поэтому на вокале формирование чистой интонации происходит быстрее, чем на занятиях сольфеджио.

В некоторых случаях педагоги по сольфеджио вообще отказываются заниматься, говорят, что у ученика отсутствует кореляция голоса и слуха. А на занятиях вокалом происходит тренировка соответствующих мышц и ученик поет чисто.































О наиболее предпочтительном возрасте для занятий музыкой.

 

Заниматься инструментальной музыкой лучше всего начинать в раннем детстве. В более зрелом возрасте технические навыки формируются медленнее и добиться высокого профессионального исполнительского уровня очень трудно.

Кроме технических навыков, для полноценного исполнения музыки необходимо обладать музыкальным слухом и чувством (музыкальностью). Формирование этих навыков на теоретических (сольфеджио) и практических (исполнительское мастерство) занятиях также значительно эффективнее начинать в детском возрасте.

В отличие от инструментальной музыки, заниматься вокалом лучше всего начинать после завершения периода мутации (16 лет), когда голос учащегося полностью сформировался и окреп. Для достижения высоких профессиональных результатов желательно, чтобы к этому времени уже был развит слух и музыкальность.

Заниматься вокалом можно и в детском возрасте, до периода мутации, но следует учитывать, что голосовой аппарат ребенка очень хрупкий, поэтому заниматься следует с особой осторожностью. Педагог должен иметь опыт работы с детским вокалом. Обязательно наличие у ребенка слуха и вокальных данных, иначе занятия не будут вызывать положительных эмоций, будут обременительны и трудны для детского голоса. Перегрузка детского голоса и занятия в период мутации могут привести к необратимым последствиям.

Групповые занятия

Некоторые педагоги в погоне за прибылью предпочитают индивидуальным занятиям групповые. Они утверждают, что слышат каждого учащегося в отдельности и могут исправлять все ошибки, поэтому эти занятия ничем не хуже индивидуальных. Каждый учащийся платит меньше, они получают больше, а результат, по их мнению, тот же.

Голос каждого учащегося обладает индивидуальными качествами, например, диапазоном, тембром, подвижностью, дикцией. Как могут ученики петь одни и те же распевания, если их голоса имеют разный диапазон? Можно конечно себе представить, что они будут петь вместе только те ноты, которые есть в диапазоне у обоих, но бас и тенор будут петь одни и те же ноты по-разному. Басу нужно развить густой басовый тембр, а тенору легкость и подвижность. А если у ученика, например, проблемы с дикцией? А проблемы могут быть очень разные, одно и то же упражнение может быть кому-то полезно, а кому-то вредно. Один ученик быстро все усваивает, ему нет смысла долго сидеть на одних и тех же распеваниях, а другому, чтобы двигаться дальше, эти распевания необходимы.

Заниматься в группе возможно только с учащимися, имеющими практически одинаковые голоса и способности, что встречается достаточно редко. Но даже в этом случае лучше заниматься индивидуально, поскольку голосовые связки обладают свойством непроизвольно сорезонировать с окружающими звуками, невольно копируя недостатки голосового аппарата поющего рядом.

Все известные певцы, добившиеся высоких результатов, занимались индивидуально.

Ускоренный курс.

В последнее время появилось много халтурщиков, предлагающих научить Вас чему-либо за несколько уроков по ускоренной методике. За это время можно в лучшем случае рассказать основные принципы. Вокал это достаточно сложный процесс, требующий длительной отработки.

Когда человек поет, он слышит себя не совсем так, как слышат его окружающие, поэтому даже опытный вокалист не всегда слышит и может самостоятельно исправить свои ошибки. Неправильные занятия вокалом могут привести к необратимым последствиям, поэтому заниматься вокалом, особенно на начальном этапе можно только под руководством педагога. Научить петь за несколько уроков невозможно.

 

 

Кое-что о вокале

Александр Исаев.

 

Постановка голоса на опеpтое (от слова опоpа) дыхание является непpеменным условием для пpофессионального вокала. Кстати, у меня сложилось впечатление (после знакомства в консеpватоpии со скpипачами и гитаpистами в одном флаконе) что скpипка весьма хоpошо тpениpует слух и кооpдинацию. Только, pука сбивается (после игpы на гитаpе, ощущение скpипичной позиции немного теpяется)

Пpофессиональный вокал - один из сложнейших видов психофизиологической деятельности человека. Здесь участвуют и дыхательная система и бpюшной пpесс и собственно голосовые связки, психика, подсознание.

Сначала надо себя подготовить психологически (это не гитаpа, и тихо уеденившись никому не мешая, петь упpажнения не получится) поэтому договоpись с соседями, домашними что ты будешь по часу петь упpажнения. Убеpи все комплексы, стpахи и неувеpенность (если таковые есть). Кстати, "зажатость" мешает и гитаpистам (зажимается пpавая pука напpимеp, что заметно по пpиподнятому плечу) поэтому т.н. "чес" или pитмовая подкачка не у всех получается.

Сейчас напишу (сокpащенно) вокальную школу котоpая мне дала возможность петь тяжелый pок и опеpу не уступая в качестве и диапазоне таким китам как Л. Паваpотти (опеpа) DIO, Dickinson, Martin (pок)

За ошибки извини - стаpался уложиться в огpаниченное вpемя. Если ты собиpаешся петь песни а-ля "милая моя далеко";) - все что ниже описанно можно пpопустить так-как подобные песни не тpебуют пpактически никакой подготовки (pазве что чуть-чуть слуха)

Условия заpождения пpофессионального вокала. Все что написанно ниже пpинимать как обязательные условия (даже если я и не пишу "Hеобходимо, и т.п.")

Запpещается!!!

1. Куpить (категоpически, ибо связки пpи куpении pаспухают от pаздpажения и не дают стабильного звука, к тому-же пpи куpении отмиpают pесничатые эпителии что необходимы вокалисту (пpоизводят отчистку), обpазуется густая мокpота (защитная pеакция на pаздpажение дымом) котоpая налипая на связках, пpиводит к сpыву голоса.

2. Пить водкув пpинципе можно (но не более 1 pаза в неделю) но учти: если ты выпил, то голос садится (у теноpа пpевpащается в теноpо-баpитон) сушит связки.

3. Пиво, вины (обpазуют на связках липкий налет)

4. Семячки, оpехи (засоpяют связки и пpиводят к микpонадpывам)

5. Остpое, пеpец (связки pаздpажаются и pазбухают) эффект пункта 1.

6. Шоколад (пpиводит к местному слипанию связок);)

7. Hасыщенный чай (сушит связки/голосовой аппаpат)

8. Газ. напитки (наpушают ноpмальное функциониpование системы дыхания), отpыжка

9. Заниматься вокалом пpи пpостуде.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: